Действующее уголовно-исполнительное законодательство России, а также практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Указанные законодательные и рекомендательные документы признаются в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, которая должна обеспечить строгое соблюдение гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческого достоинство обращения с осуждёнными (ч. 1. ст. 3 УИК РФ.).
Законодатель прямо выразил свою волю и в вопросе соотношения отечественного законодательства и международных договоров, отдавая при этом приоритетное значение последним. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осуждёнными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (ч. 2. ст. 3 УИК).
|
|
Прямое принятие к исполнению основных рекомендаций (деклараций) международных организаций по вопросу исполнения наказаний и обращения с осуждёнными в короткий промежуток времени представляется нереальным. В этой связи, законодатель обозначил и закрепил (ч.4. ст. 3 УИК РФ) положение о том, что эти рекомендации реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации лишь при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Стремление к мировым стандартам в вопросах организации уголовно-исполнительной системы и принципах её работы находит предметное выражение в принятой и действующей Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, рассчитанной до 2020 года. В указанном программном документы отмечаются основные направления в вопросах развития международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными
организациями. Основные направления этой деятельности определяются следующими тезисами:
1) расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья предполагает;
2) развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, совместную подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов;
|
|
3) участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики, внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
4) прохождение совместных стажировок, обучение персонала уголовно-исполнительной системы формам и методам работы с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.
Большое значение в вопросах развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе имеют международные правовые стандарты обращения с заключёнными, которые служат ориентиром направления усилий в этом направлении. К таким правовым документам рекомендательного характера следует отнести:
1) Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
2) Международный пакт «О гражданских и политических правах» (1966г.);
3) Декларация ООН «О ликвидации всех форм расовой дискриминации» (1963г.);
4) Декларация «О ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (1981г);
5) Декларация «О правах инвалидов» (1975г.);
6) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);
7) Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1975г);
8) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г);
9) Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);
10) «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила) (1985г.);
11) «Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (1989г.);
12) «Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением» (Токийские правила) (1990г.);
13) «Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» (1990г.);
14) «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.).
Международные правовые рекомендации выстроены на основании следующих основных принципов:
1) активно участие общественности на всех стадиях правового применения;
2) установление правил отношений между правами преступников, их жертв в интересах общественной безопасности и предупреждения преступности;
3) использование и применение стандартов с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия;
4) выработка и применение мер по рациональному реагированию на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества.
§2. Исполнение уголовных наказаний в отдельных
зарубежных государствах
Пенитенциарные (тюремные) системы западных государств равно как российская в своем развитии прошли целый цикл исторических этапов, в ходе которых в них вносились коррективы, применялся опыт других государств, совершенствовала нормативная правовая база.
Первые пенитенциарные учреждения (тюрьмы) как показывает история, появились в Англии и в Голландии (16-й век). Наказания, которые в них исполнялись, преследовали цель изоляции преступников, возмездия за содеянное
и устрашения населения.
Тюремная система была характерна для США и государств европейского континента. Поиск эффективных мер воздействия на преступников привел, например, американскую религиозную секту квакеров к идее жесткой и полной физической и духовной изоляции заключенных от общества. В результате реализации этой идеи в 1786 году в штате Пенсильвания (Филадельфия) была построена тюрьма, названная ее основателями пенитенциарием (от латинского слова "пенитенция" - раскаяние).
|
|
Суть наказания заключалась в полной изоляции человека, оставлении его один на один со своей совестью и богом, что должно было, по мнению квакеров, привести преступника к раскаянию и исправлению. Осужденные должны были находиться в режиме молчания и тишины, усердно изучать религиозную литературу и молиться богу. Подобная модель получила определенное признание в США, Англии и некоторых других странах. Тем не менее, она не смогла решить поставленных задач духовного возрождения преступников и социальной превенции, как и не решала проблем воспитательной роли наказания.
Во второй половине девятнадцатого века продолжались поиски различных вариантов исполнения наказания в виде лишения свободы с использованием прогрессивной системы отбывания наказания.
В Англии прогрессивная система получила дальнейшее развитие и была перенесена на тюрьмы. Осужденные к тюремному заключению длительное время находились в одиночных камерах, а затем переводились в общие камеры, где режим содержания распадался на три ступени, и в конечный период отбывания наказания (по отбытии не менее 3/4 срока наказания) осужденные могли быть условно освобождены.
Действующие системы современности остаются по своей сути тюремными, отличающимися лишь условиями отбывания и режимными требованиями к условиям отбывания наказания.