Россия в системе мировой экономики и международных связей

Современная система мировой экономики.

К современным общемировым аспектам мирового хозяйства относятся:

1) международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности;

2) рост мирового рыночного производства;

3) развитие совокупности мирохозяйственных связей;

4) интернационализация производства.

В последние десятилетия формируется новое мировое рыночное пространство. Международные связи не сводятся только к внешнеторговым отношениям между странами, как это было на первых этапах мировой истории. Нынешняя совокупность мирохозяйственных связей включает следующие их формы:

- внешнюю торговлю;

- кооперацию производства;

- обмен научно-технической информацией и технологическими разработками;

- перемещение рабочей силы из одной страны в другую;

- международный кредит и иностранные инвестиции;

- валютные взаимоотношения государств.

Современное мировое хозяйство непрерывно изменяется под влиянием таких факторов, как научно-техническая революция, растущая взаимозависимость национальных хозяйств, радикальная перестройка социально-экономических отношений во многих странах. Экономической основой этих перемен служит нарастающая интернационализация производства – развитие такого организационно-экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением в других. Связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда – специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продажи на мировом рынке.

Современный этап интернационализации производства порожден развертыванием научно-технической революции (НТР) – переход от предметной (межотраслевой) специализации к подетальней (внутриотраслевой).

Новейшая интернационализация производства усиливает процесс глобализации мирового хозяйства. В последние десятилетия глобализация мировой экономики приобрела качественно новые черты:

1. В 90-х годах XX в. система мирохозяйственных связей значительно расширяется, прежде всего, за счет стран с постсоциалистической экономикой. В нее активно включились новые индустриальные страны второго поколения и другие развивающиеся государства.

2. Для все большего количества стран характерными становятся открытость национального хозяйства, либерализация внешнеэкономических связей и международных торгово-валютных расчетов.

3. Заметно возрастает роль внешнего фактора хозяйственного развития. В первую очередь это связано с повышением значения экспорта для прогресса национальной экономики.

4. В 90-х годах продолжала усиливаться взаимозависимость национальных экономик.

5. В 1990-х годах в процессе глобализации мировой экономики проявились две тенденции: а) усиление позиций США и б) формирование экономического полицентризма (многих центров), ведущего, в конечном счете, к образованию экономических систем планетарного масштаба.

6. Все шире применяются единые для всех стран стандарты (нормативно-технические документы) на технологию, на загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику и др.

7. Через международные организации (Международный валютный фонд или МВФ, Всемирную торговую организацию или ВТО) внедряются одинаковые критерии макроэкономической политики, происходит унификация (устанавливается единообразие) требований к налоговой политике, политике в области занятости трудоспособного населения и т. п.

Итак, главной характеристикой современного этапа развития мировой экономики выступает процесс ее транснационализации и глобализации, предопределивших формирование и функционирование глобальных многопрофильных транснациональных корпораций, банков, фондов, интеграционных союзов и других структурно-территориальных образований. Следствием этих процессов явился рост степени и масштабов взаимозависимости национальных экономик.

Место России в структуре мировой экономики.

На современном этапе Россия не относится к числу экономически мощных держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Основной проблемой, возникающей при интеграции России в мировую экономику, следует считать зависимость страны от сырьевых рынков, которая вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:

- кризисным состоянием российской экономики;

- ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением (с подачи новой экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.

На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держались на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется более четверти национального ВВП. За рубеж вывозится от 20 до 80 % отечественного производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Удельный вес машин и оборудования в структуре экспорта не превышает 10 % (в основном в страны СНГ), а в общем объеме мирового экспорта машинно-технической продукции составляет всего 0,3 %. На Россию приходится 40 проц. экспорта говядины и 30 проц. экспорта свинины из стран ЕС.

Интеграция через поставки энергосырья в принципе невыгодна России, т.к. условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую экономическую систему – это создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство. По объему прямых зарубежных вложений в экономику Россия находится в третьем десятке государств мира – среди стран «с развивающимися рынками.

В 90-е годы Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС. Однако сколь ни важны связи с этими государствами, следует учитывать, что в обозримой перспективе их деловой мир будет заинтересован в первую очередь в энергосырьевом импорте из России. Сбыт же нашей собственной готовой продукции в такие страны еще долго будет ограничен. Это подтверждает, в частности, тот факт, что, несмотря на заявленные сторонами намерения, соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС с точки зрения развития новых форм связей (промышленная кооперация, прямые иностранные инвестиции в Россию и т. д.) оказалось малоэффективным. Поэтому среднесрочные перспективы сотрудничества даже с Западной Европой (не говоря о США и Канаде) пока не блестящи.

В настоящее время, торгово-экономическое сотрудничество России с ЕС развивается на достаточно либеральной договорной базе. Соглашение о сотрудничестве между Россией и Евросоюзом во многом воспроизводит соответствующие положения ВТО. Однако возможности и инструменты Соглашения используются сторонами явно недостаточно, более того, реальное взаимодействие осуществляется в основном по другим каналам.

Принятая на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного рынка Россия − ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы. Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, по мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую базу.

2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.

4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику.

На основании вышеизложенного видно, что предпосылками к решению проблем интеграции России в мировую экономику могут стать:

- прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

- восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного политического режима.

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: