Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране

В период середины 60 – середины 80-х гг. выделяется два этапа: 1) 1964-1968 гг. и 2) 1968-1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух тенденций (демократической и консервативной). С победой консервативной тенденции происходит нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества: стагнация экономики, рост оппозиционных настроений населения, падение авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Смена политического курса и конституционное строительство.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС был смешен со всех государственных и партийных постов Н. С. Хрущев. С его отставкой завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство.

Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем ЦК КПСС) стал Л. И. Брежнев. Главой правительства назначен А. Н. Косыгин.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. Однако негативная установка существовала, и заключалась она в том, чтобы прекратить бесчисленные преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Новый курс утвердился не сразу, а проходил в борьбе трех направлений:

- А. Н. Косыгин и Ю. В. Андропов (секретарь ЦК партии) – продолжение реформаторского курса в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни.

- Л. И. Брежнев: не имел определенной политической платформы и был вынужден формировать такой курс, который обеспечил бы ему поддержку аппарата. Среди номенклатуры преобладали не только консервативные, но и просталинские настроения. Эти обстоятельства привели к утверждению консервативного курса.

- М. А. Суслов, А. Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата отстаивали более консервативный путь развития: пересмотр политического курса последних лет, отказ от политики десталинизации и реформ.

Новые веяния в политике начались сразу же после смещения Хрущева. В ноябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС восстановил «единство» партийных, советских и других органов, разделенных в 1962 г. Началась полоса тихой «реабилитации» Сталина. Прекратилась и реабилитация жертв сталинских репрессий.

Открытое выражение консервативного курса проявилось в следующих направлениях:

- во внешней политике: «пражская весна» и ввод войск в Чехословакию;

- в политической и культурной жизни: ужесточение цензуры и борьбы с инакомыслием, слабые попытки протеста со стороны интеллигентов власти использовали для «закручивания гаек»;

- в экономике: стала свертываться реформа хозяйственного механизма (правда, к этому были и внутренние, собственно экономические причины);

- усилились консервативные, догматические тенденции в и деологии и общественных науках.

Вместе с тем жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок. Ведь согласно новой Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии, уже в 1970 г. СССР должен был обогнать самые развитые страны мира по производству продукции на душу населения, в 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма. В результате была сконструирована концепция «развитого социализма» (тезис о его построении был выдвинут Брежневым в 1967 г.).

В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органичного соединения всех сфер общественной жизни. Основные положения концепции:

а). существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению его недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма;

б). заявлялось о достижении в СССР равенства республик по уровню экономического и культурного развития и о решении национального вопроса;

в). утверждалось положение об однородности общества и складывании новой исторической общности – советского народа;

г). преследование инакомыслия получило идеологическое обоснование в виде официально принятого тезиса об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного сосуществования.

Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Д. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего – К. У. Черненко.

Сложившуюся структуру властных отношений законодательно закрепила Конституция СССР 1977 г., которая должна была отразить и закрепить законодательно произошедшие изменения в обществе. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую систему страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики и защиты отечества. В статьях 2 и 3 говорилось, что государственная власть в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР и действующие на принципах демократического централизма. Статья 6 узаконила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядро ее политической системы. (Ранее же КПСС рассматривалась как высший тип общественной организации – политическая организация рабочего класса.)

Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Высшим исполнительным и распорядительным органом государства стал Совет МинистровПравительство СССР.

В развитии общественно-политической жизни прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. С одной стороны, в 70 – начале 80-х гг. интенсивно росла численность общественных объединений (профсоюзы, комсомол, народный контроль, организации технического творчества и т. д.). С другой стороны, все массовые объединения находились под контролем партийных организаций. Деятельность общественных структур создавала иллюзию участия в управлении широких масс населения.

Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Закономерным явлением стало ее руководство экономикой. К началу 80-х гг. постепенно сложилась система «партия-государство», которая сохранила преемственность властным институтам, порожденным Октябрьской революцией и окончательно оформившимся в 30-е гг. Важнейшими аспектами этой преемственности были:

- отрицание принципа разделения власти;

- отсутствие парламентаризма;

- политический монополизм;

- превращение партийных структур в надгосударственные.

Тезис об общенародном государстве, получивший хождение с 1966 г. и конституционно оформленный в 1977 г., был не более чем декларацией. Партийные и государственные органы «исполнительной» власти фактически командовали и Советами, и судом. Членство в партии превратилось для граждан в необходимое условие для служебного продвижения, вплоть до приобщения к партийной номенклатуре. Номенклатура – высший слой партийного, советского, хозяйственного, общественного и союзного, областного и республиканского звена – была тем господствующим слоем, который правил страной.

Таким образом, в середине 60 – начале 80-х гг. происходит поворот от либеральной политики к консервативной, который сопровождается укреплением командно-административной системы.

Противоречия экономического и социального развития.

Реформы и реорганизации в экономике конца 50 – начала 60-х гг. не привели к позитивным сдвигам в народном хозяйстве, которое по-прежнему носило экстенсивный характер:

- падали темпы экономического развития;

- замедлялся рост национального дохода;

- снижалась производительность труда;

- росло незавершенное строительство;

- производились изделия, не находившие сбыта, и т. д.

Реформы Хрущева показали, что одним администрированием (переходом с отраслевого на территориальный принцип управления, созданием новых организационных структур) достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Возникала необходимость иных, экономических методов руководства. Осуществлению экономической реформы предшествовала длительная дискуссия, в ходе которой высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий.

Сложились два взгляда на пути реформирования экономики:

- продолжение приоритетного развития сельского хозяйства, а затем – тяжелой промышленности (Л. И. Брежнев);

- ориентация на развитие легкой промышленности (А. Н. Косыгин).

В 1965 г. началось проведение новой административной централизации, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств. Были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). Предприятия получили некоторую автономию.

Проведение самих реформ началось с сельского хозяйства, где было уделено внимание механизмам его управления:

- установлен новый порядок планирования: повышение роли министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет;

- повышены закупочные цены (кроме того, сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам);

- увеличены капиталовложения;

- произошло перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства;

- начали предприниматься меры по решению социальных проблем села;

- сокращены налоги;

- сняты ограничения с ведения личных подсобных хозяйств.

Реформирование сельского хозяйства было продолжено в 1977-1978 гг. в производственных объединениях: колхозах, совхозах, предприятиях пищевой промышленности, научно-исследовательских лабораториях. В 1982 г. принимается «Продовольственная программа», которая предусматривает создание ЛПК – агропромышленных комплексов. Делается ставка на агропромышленную интеграцию – организованное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности. Начинается строительство районных агропромышленных объединений (РАПО). В 1985 г. был создан Госагропром СССР. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство продолжало оставаться наиболее слабой отраслью экономики.

Реформа управления промышленностью (1965 г.) имела целью усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозяйственного звена. Основные положения реформы:

- сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей;

- в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли (создавались фонды материального стимулирования, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства);

- провозглашался хозрасчет;

- вводилась твердая, не зависящая от прибыли плата за используемые предприятиями производственные фонды;

- осуществлялось финансирование промышленного строительства с помощью кредитов;

- не допускалось изменение планов без согласования с предприятиями.

В целом, предусматривая механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда, реформа не посягала на директивную экономику. Несмотря на заложенные в ней внутренние противоречия, реформа 1965 г. в краткосрочной перспективе дала некоторый положительный результат: показатели выполнения VIII пятилетки (1966-1970) были положительными, особенно в сравнении с более поздними пятилетками. Но затем, в 1972-1973 гг., произошла смена экономических приоритетов.

Этот поворот объяснялся комплексом объективных и субъективных, внешних и внутренних причин. В частности, в связи с обострением советско-китайских отношений стратегическое значение приобретало освоение Дальнего Востока (побудившее к форсированному строительству БАМа), повышалась роль ВПК и Вооруженных Сил. В связи с повышением с начала 70-х гг. (из-за энергетического «кризиса» на Западе 1973-1974 гг., вызванного политикой нефтедобывающих стран Арабского Востока) на мировом рынке цен на нефть и энергоносители, советское руководство предпочло пойти по легкому пути, дававшему скорейший результат, - по пути экспорта сырьевых и энергетических ресурсов.

В целом в экономическом развитии страны 60-80-х гг. исследователи выделяют три периода (В. Жукова):

1. 1965 г. – середина 70-х гг. – попытка реализации экономического курса Либермана: начинается ускоренное строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления

2. середина 70-х – 1983 гг. – начало «стагнации и отдельные попытки преобразований». В 1972-1973 гг. приоритет перешел от легкой к тяжелой промышленности. Основные средства направлялись на освоение Сибири, развитие энергетики, оборонной промышленности;

3. 1983-1984 гг. – попытки экономических преобразований Ю. В. Андропова: проводится «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, большую свободу предприятий, повышение роли трудящихся, изменение ценообразования на уровне предприятий и регионов и т. д. В промышленности также делается акцент на создание территориально-производственных комплексов (ТПК), увязывающих добычу сырья, первичную его обработку и дальнейшую транспортировку.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начался новый этап НТР. Уровень развития страны стал определяться использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отстал от индустриальных стран на десятилетия. Росло отставание в лазерной, волоконно-оптической и других передовых технологиях. Причина была не в отсутствии фундаментальных и прикладных разработок, а в неспособности и незаинтересованности административно-командной системы внедрить их в производство. От разработки опытного образца до его массового выпуска проходило 6-8 лет.

Результаты экономического развития:

- свертывание реформ во второй половине 70 – начале 80-х гг.;

- формализация планирования;

- физический износ и моральное старение оборудования;

- вкладывание денег в основном в строительство новых предприятий, а не в модернизацию, что обусловливало большой удельный вес ручного и малоквалифицированного труда;

- значительный рост военных расходов;

- значительный рост теневой экономики.

Задания одиннадцатой пятилетки (1981-1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю.

Таким образом, с середины 60-х гг. в стране был проведен ряд экономических преобразований, направленных на повышение эффективности производства и улучшение социальной сферы. Предприняты усилия по внедрению в экономику достижений научно-технического прогресса. Одновременно с этим продолжалось сохранение централизованных структур управления и контроля. Развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось политическим монополизмом партийно-государственных органов.

Власть и общество накануне перестройки. Причины экономического кризиса.

Малоэффективная командно-административная система государственного управления СССР к началу 80-х гг. оказалась в кризисном состоянии. Причины кризиса:

- обострившееся противоречие между колоссальным промышленным потенциалом СССР и экстенсивным характером его развития;

- в связи со снижением рождаемости и ростом образовательного уровня населения произошло резкое сокращение притока в производство новой рабочей силы (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области);

- перемещение сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири вызвало увеличение затрат на добычу и доставку природных ресурсов;

- увеличение территории промышленных объектов привело к сокращению пахотного клина;

- снижение с начала 80-х гг. на мировом рынке цен на нефть и энергоносители уменьшило количество поступающих в страну нефтедолларов.

Рост понимания необходимости реформ в советском обществе в значительной мере происходил на фоне относительно успешных рыночных преобразований экономики в Венгрии, необычайно мощного социально-политического кризиса начала 80-х гг. в Польше. Война СССР в Афганистане, начавшаяся в 1979 г., усугубила экономический, социально-политический кризис, явилась одним из катализаторов начала процесса реформирования в СССР.

В период правления Ю. В. Андропова предпринимаются первые попытки вывода страны из углубляющегося кризисного состояния путем укрепления ответственности и дисциплины, прежде всего, всех звеньев аппарата управления страной, без какого бы то ни было изменения самой социально-экономической и политической системы.

Андропов был приверженцем жесткого, авторитарного стиля, командно-силовых методов руководства. Однако для решения многочисленных проблем Андропов смог за свое краткое пребывание на посту Генерального секретаря предложить лишь один давно испробованный рецепт – «повести борьбу против любых нарушений партийной, государственной и трудовой дисциплины».

Решительные меры по наведению порядка и дисциплины в стране, хотя и выходящие за рамки конституционных норм, встряхнули страну, погрузившуюся в спячку застоя, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Андропова и избрание в феврале 1984 г. Генеральным секретарем уже полностью недееспособного К. У. Черненко (1911-1985) вызвали в обществе противодействие и апатию. Страна находилась в кризисе, который могли предотвратить только радикальные перемены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: