Система экологического права

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны). Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

- право собственности на природные объекты;

-право природопользования;

-государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

-эколого-правовая ответственность.

Особенная часть включает:

-Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром;

-Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов;

-Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населённых пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т. д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие отношения регулирует экологическое право?
2. Каковы основные проблемы экологического права?
3. Какой акт является основным в системе экологического права?
4. В чем заключаются основные принципы экологического права?
5. Из какого основного принципа исходит экологическая экспертиза?

Тема 11 Правые основы защиты государственной и служебной тайны .(1 час)

1.Понятие тайны в законодательстве Российской Федерации. Соотношение различных видов тайн
2.Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
3.Кто является владельцем информации?
4.Можно ли ограничить доступ к информации на законном основании?
5.Принимаются ли меры к охране секретности информации?
6.Конституция Российской Федерации о защите государственной тайны
7.Закон Российской Федерации “О безопасности”
8.Концепция защиты государственной тайны

Понятие тайны в законодательстве Российской Федерации. Соотношение различных видов тайн. В законодательстве РФ встречается упоминание более чем о 30 видах различных тайн (государственная, служебная, коммерческая, банковская, личная, семейная тайна, тайна следствия, связи, почтовых отправлений и другие). Общего определения тайны в законодательстве РФ не дано. В Гражданском кодексе РФ существует только определение служебной и коммерческой тайны (статья 139), которое полезно рассмотреть для понимания соотношения различных видов тайн. Согласно этому определению “информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу
  • неизвестности ее третьим лицам,
  • к ней нет свободного доступа на законном основании
  • обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами”. С использованием этого определения можно попытаться дать более общее определение тайны. Признаками тайны являются: 1. Информация имеет действительную или потенциальную ценность для обладателя в силу неизвестности ее третьим лицам. Такими лицами могут быть государства, юридические или физические лица. 2. К информации нет свободного доступа на законном основании. Возможность сохранения ее неизвестной для третьих лиц установлена законом. 3. Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (секретности). В соответствии с этим определением государственная тайна определяется следующими уточняющими признаками: 1. Кто является владельцем информации? – Государство. 2. Насколько велика ценность информации для государства? – Информация, составляющая государственную тайну, имеет действительную или потенциальную ценность для ее собственника- государства в силу ее неизвестности для третьих государств, юридических и физических лиц. Информация очень ценна. Распространение этой информации может нанести ущерб безопасности государства. Можно ли ограничить доступ к информации на законном основании? – Да. К этой информации нет свободного доступа в соответствии с Законом “О государственной тайне”, в котором указан перечень сведений, составляющих государственную тайну. Принимаются ли меры к охране секретности информации? - Да. Существует реальная система защиты государственной тайны. Необходимо еще раз подчеркнуть, что основным признаком государственной тайны является наличие ущерба безопасности государства при распространении сведений, составляющих эту тайну. Аналогично может быть дано определение и других видов тайн. Например, для служебной тайны ее признаками являются: 1. Владельцем информации является также государство. 2. Информация представляет ценность в силу ее неизвестности. Однако размер ущерба от ее открытого распространения не выходит на уровень ущерба безопасности государства. 3. Распространение такой информации может нанести ущерб деятельности отдельных органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, выполняющих работы по заказу этих органов. 4. Доступ к информации ограничен на законном основании решением органов государственной власти и местного самоуправления. 5. Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия и организации принимают меры по защите информации отнесенной к служебной тайне. В Федеральном законе “ Об информации, информатизации и защите информации” фактически в качествесинонима понятия тайна применяется понятие “информация ограниченного доступа”. Информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима в Законе подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Конфиденциальная информации - это не составляющая государственную тайну – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Перечень сведений конфиденциального характера, содержащийся в такой информации, определен в Указе Президента РФ от 06. 03 97 г. № 188. К ним относятся: 1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. 2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. 3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). 4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). Такие сведения именуются также как профессиональная тайна. 5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна). 6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Необходимо отметить, что в ряде случаев нет четкой границы между классификационными группами информации ограниченного доступа. Так, например, сведения, составляющие коммерческую тайну фирмы, при передаче их в органы государственной власти становятся в тоже время служебной тайной этих органов. Конституция Российской Федерации о защите государственной тайны Государственная тайна является одним из видов информации, поэтому, важно уяснить общий подход к проблеме защиты информации, заложенный в Конституции РФ. Информация в конституционном контексте связана, прежде всего, с реализацией основных прав и свобод человека и гражданина. Право на информацию установлено в ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 24 и ст. 42 Конституции РФ; право на защиту информации о частной жизни лица – в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ. Свобода мысли, мнений и слова закреплены в ч. 1, 3 ст. 29 Конституции РФ. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, ее предоставлять по соответствующим запросам. Ст. 42 Конституции РФ говорит о праве каждого на “достоверную информацию” о состоянии окружающей Среды. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму закона. В ст. 29 ч. 4 Конституции указывается, что “каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом”. Формулировки этих норм Конституции РФ вполне адекватны соответствующим международно-правовым установлениям в этой специфической сфере общественных отношений. Таким образом, для информации в РФ действует принцип изначальной открытости. Ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, и осуществляется только на основе федерального законодательства. Однако его реализация, без каких либо ограничений, может принести ущерб собственникам, владельцам и пользователям информации. Этот тезис подтверждается частью 3 статьи 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому в Конституции вводятся ограничивающие нормы на принцип открытости. К таким нормам относятся: - признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе собственности на информационные ресурсы (ч. 1 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35.); - право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24); - право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23); - право государства иметь государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29). Таким образом, в Конституции устанавливается баланс между открытостью информации и ограничением доступа к ней. Приведенные выше конституционные положения являются ключевыми для разработки концепции защиты государственной тайны. Важную роль для решения вопросов защиты государственной тайны имеет статья 71 Конституции, согласно которой “в ведении Российской Федерации находятся: а) федеральная государственная собственность и управление ею; б) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; Федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; в) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования”. Указанные предметы ведения в значительной мере связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому из положений этой статьи следует, что вопросы защиты государственной тайны, непосредственно затрагивающие интересы безопасности РФ, должны находится в ведении РФ, а не ее субъектов. Таким образом, не может быть воронежской, тамбовской или рязанской государственной тайны. Существует единая для всего государства государственная тайна. 3. Закон Российской Федерации “О безопасности” как правовая основа защиты государственной тайны Наряду с Конституцией РФ, правовую основу защиты государственной тайны составляет Закон РФ от 5 мая 1992 г. “О безопасности”. Этот Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Закон “О безопасности” носит концептуальный характер и вводит целый ряд понятий, который получили развитие и конкретизацию в других законах, касающихся вопросов обеспечения безопасности, в частности - “О государственной тайне”, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “Об информации, информатизации и защите информации” и других. К таким понятиям относятся: безопасность; объекты и субъекты обеспечения безопасности; угрозы безопасности; принципы обеспечения безопасности; система безопасности РФ; разграничение полномочий органов власти в системе безопасности; силы и средства обеспечения безопасности. Рассмотрим эти понятия более подробно, так как они важны для понимания концепции защиты государственной тайны. Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Более “техническим” определением этого термина, которое позволяет перейти к количественной оценке уровня безопасности, может быть следующее. Безопасность - это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск нанесения неприемлемого ущерба кому-либо. В таком определении учтены два фактора, определяющие безопасность. Во-первых, безопасность не может быть абсолютной. Всегда существует определенный риск (вероятность) возникновения угроз и нанесения некоторого ущерба. Во-вторых, уровень безопасности зависит от величины возможного ущерба. Таким образом, состояние б5езопасности определяется двумя показателями: риском (вероятностью) возникновения ущерба и величиной этого ущерба в том или ином измерении. Под безопасностью государства следует понимать состояние защищенности его политических, экономических, военных, научно-технических и других интересов от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Угрозы безопасности государству могут существовать в различных сферах его жизнедеятельности. 1. Угрозы, влияющие на политический потенциал государства. 2. Угрозы, влияющие на экономический потенциал государства. 3. Угрозы, влияющие на научно-технический потенциал государства. 4. Угрозы, влияющие на оборонный потенциал государства. 5. Угрозы, влияющие на военный потенциал государства. Закон “О безопасности” определяет состав сил обеспечения безопасности, которые в частности, включают в себя службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Это положение Закона определяет правовую базу создания подразделений защиты государственной тайны в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях и организациях. 4. Концепция защиты государственной тайны в Российской ФедерацииЦели защиты государственной тайны. Общей целью защиты государственной тайны является предотвращение или снижение величины ущерба безопасности государства путем исключения (существенного затруднения) утечки информации по всем возможным каналам: в результате ведения агентурной и технической разведки, в результате различного рода публикаций, общения людей, обмена информацией в открытых телекоммуникационных системах, несанкционированного доступа к информации и т. д. Деятельность по защите государственной тайны может быть направлена на предотвращение и локализацию реального ущерба от существующих угроз безопасности информации для конкретных объектов, а также на создание условий для предотвращения потенциального ущерба безопасности государства, который может проявиться в будущем. Основными целями защиты государственной тайны в различных сферах деятельности государства являются: в военной области предотвращение снижения эффективности группировок войск (сил), образцов вооружения и военной техники, систем управления войсками (силами) и оружием; путем исключения (существенного затруднения) утечки сведений, составляющих государственную тайну, знание которых позволяет реализовать потенциальному противнику военно-технические контрмеры; обеспечение выгодных с позиции защиты государственной и тайны условий подготовки и реализации международных договоров по сокращению вооружений и вооруженных сил, контроля их выполнения; обеспечение скрытности важнейших мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение в особый период; во внешнеполитической области предотвращение ущерба от утечки информации о возможных направлениях, стратегии и тактике внешнеполитической деятельности России; обеспечение паритета в области информированности сторон на международных переговорах; в экономической области предотвращение экономического ущерба государству путем исключения существенного затруднения) утечки сведений о закупках товаров в государственный резерв и их выделении из этого резерва для продажи, объемах закупок товаров для государственных нужд, состоянии расчетов с иностранными государствами, перспективах валютных поступлений; обеспечение выгодных (с позиции защиты государственной тайны) условий заключения экономических договоров, размещения совместных предприятий; предотвращение снижения эффективности экономической деятельности важнейших для экономики страны предприятий путем исключения (существенного затруднения) утечки защищаемой информации; сохранение в тайне от иностранных государств мобилизационных возможностей отраслей хозяйства; предотвращение несанкционированного доступа к информации о состоянии и перспективах использования сырьевых и материально-технических ресурсов государства. предотвращение несанкционированного доступа к информации о научно-технических достижениях, определяющих военную и технологическую безопасность государства; предотвращение ущерба от утечки информации о результатах фундаментальных и поисковых исследований, передовых технологиях и перспективных материалах, имеющих оборонное и двойное применение; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности предотвращение ущерба от утечки информации о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности; предотвращение ущерба от утечки информации о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно- аналитических системах специального назначения; предотвращение ущерба от утечки информации о методах и средствах защиты секретной информации, об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны. Объекты защиты. При защите государственной тайны объектами защиты являются носители сведений, составляющих государственную тайну, независимо от физической природы носителя. Существуют три класса таких носителей: 1. Носители, хранящие записи “готовой информации”, то есть информации, непосредственно раскрывающей сведения, составляющие государственную тайну. К ним относятся бумажные носители, магнитные носители, оптические носители и т.д. 2. Носители “готовой информации” информации в процессе ее передачи. К ним можно отнести всевозможные системы связи. 3. Носители признаков проявления сведений, составляющих государственную тайну, или так называемых демаскирующих признаков объектов защиты. Демаскирующие признаки могут быть непосредственно присущи объекту или проявляться в виде следов деятельности объектов. 4. Носителями демаскирующих признаков могут быть образцы вооружения, технологические процессы, защищаемые природные ресурсы и другие носители. Угрозы, от которых осуществляется защита государственной тайны. К основным угрозам относятся: 1. Разглашение информации, то есть несанкционированное доведение защищаемой информации до субъектов, не имеющих право доступа к этой информации. 2. Ведение разведки относительно сведений, составляющих государственную тайну. Такая разведка может быть агентурной или технической. Агентурная разведка – вид разведывательной деятельности, осуществляемой с помощью агентов. Под агентом понимается сотрудник разведки или организации, внедренный на объект защиты и занимающейся деятельностью, направленной на добывание защищаемой информации. Техническая разведка - деятельность, направленная на добывание защищаемой информации с помощью технических средств. Техническая разведка по местонахождению носителей разведывательной аппаратуры подразделяется на виды: воздушная разведка; космическая разведка; морская разведка; наземная разведка. 3. Несанкционированный доступ к информации - доступ к защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. При этом под доступом понимается получение субъектом возможности ознакомления с информацией и/или воздействия на нее, в том числе при помощи технических средств. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может выступать: государство, юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо. Несанкционированные и непреднамеренные воздействия на информацию, приводящие к искажению, подделке, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации. Особая опасность этих угроз состоит в том, что их реализация может создавать условия для несанкционированного доступа к информации. Источники угроз для информации, составляющей государственную тайну.Внешние: деятельность иностранных разведывательных служб (органов); деятельность иностранных экономических структур; деятельность иностранных преступных групп и отдельных лиц; Внутренние: противоправная деятельность общественных, экономических и других структур; деятельность преступных групп и отдельных лиц; природные явления; сбои и отказы техники; ошибки персонала. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – это введение в предусмотренном Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. В этом определении учитываются два принципиальных этапа защиты государственной тайны. На первом этапе принимается решение об отнесении сведений к государственной тайне, которое является основанием для введения ограничений на их распространение. На втором этапе принимаются всесторонние меры по защите государственной тайны, направленные на ограничение доступа к носителям сведений, составляющих государственную тайну. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона “О государственной тайне” и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. Законодательство устанавливает два вида норм, регламентирующих процедуру отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания. Нормы первого вида устанавливают Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Нормы второго вида определяют Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Деятельность по защите государственной тайны может осуществляться только впределах этих установленных законодательством рамок. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается вустановлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересовгосударства, общества и граждан. При принятии решения об отнесении сведений к государственной тайне и их засекречивании должны всесторонне взвешиваться положительные и отрицательные последствия этого шага для интересов государства, общества и граждан. Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. Принцип своевременности также означает необходимость заблаговременной разработки мер защиты государственной тайны, а также возможности их оперативной корректировки при изменении угроз, условий защиты и важности защищаемой информации. Реализация этого принципа требует создания гибко управляемой системы защиты государственной тайны, обеспечивающей прогнозирования и выявление угроз, их упреждающую нейтрализацию, быструю ликвидацию последствий угроз. Решению этих задач способствует должная степень автоматизации средств и систем защиты информации наличие оперативной системы контроля состояния защиты государственной тайны. Полномочия субъектов обеспечения защиты государственной тайны. Государство не берет на себявсей полноты ответственности по защите государственной тайны, оно лишь обеспечивает создание необходимых и достаточных условий эффективной защиты государственной тайны. Предприятия, учреждения, организации, граждане непосредственно обеспечивают ее защиту в соответствии с действующими законами и утвержденными полномочными органами требованиями. Основные направления государственной политики в области защиты государственной тайны. Государственная политика в области защиты государственной тайны определяется законами общего характера (Конституцией Российской Федерации, Законом “О безопасности”, Уголовным кодексами, Кодексом законов о труде), специальными (базовыми) законами в области защиты государственной тайны. (“О государственной тайне”) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основными направлениями проведения государственной политики в области защиты государственной тайны являются: создание в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, их объединениях, в учреждениях и организациях, использующих информацию, составляющую государственную тайну, специальных подразделений по защите государственной тайны и систем защиты информации; осуществление государственного заказа на проведение работ в области защиты государственной тайны; лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны; сертификация средств защиты информации, составляющей государственную тайну, а также систем и средств информатизации и связи, обрабатывающих секретную информацию, по требованиям безопасности информации; создание единой системы законодательных, организационно-распорядительных, нормативных, планирующих и информационных документов, регламентирующих и обеспечивающих деятельность в области защиты государственной тайны; контроль за выполнением установленных требований по защите государственной тайны и надзор за соблюдением законности в области защиты государственной тайны. Законодательно закреплено, что деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является важнейшим видом основной деятельности. Вопросы для самопроверки: 1. Что такое информация и коммерческая тайна? 2. Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну? 3. Какие сведения имеют конфиденциальный характер? 4. Что такое государственная тайна? 5. Какие сведения не подлежат отнесению к государственной тайне? 6. Как осуществляется допуск к государственной тайне?.

Тема 12. Правовое регулирование экономической деятельности. (1час)

1.Понятие государственного регулирования экономики

2.Понятие правого регулирования экономики

3. Правовое регулирование экономики в Российской Федерации

Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: