Рынок туристических услуг и условия его функционирования

Субъектами туристского рынка выступают организаторы и продавцы туров (туроператоры и турагенты), их контрагенты - исполнители услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро и т.д.) и покупатели (потребители) туристских услуг.

Продавцами туристских услуг (турпродукта) выступают юридические или физические лица, участники рыночного процесса, уступающие права собственности на услугу (пакет услуг) покупателю в обмен на деньги. Покупатели - юридические или физические лица, участники рыночного процесса, приобретающие права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен на деньги.

При этом под оптовым рынком понимается купля-продажа (для перепродажи) крупной партии турпродукта, в которой участвуют юридические лица, а потребительский рынок продает те же услуги индивидуальным покупателям (в розницу) для удовлетворения их личных потребностей.

Реализация турпродукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству

Механизм функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт ", на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Сезонность функционирования туристского рынка. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:

  • природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
  • экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
  • социальных - наличие свободного времени;
  • демографических - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другие признакам;
  • психологических - традиции, мода, подражание;
  • материально-технических - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
  • технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

  • значительный удельный вес неполной занятости;
  • сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
  • низкий удельный вес квалифицированного персонала;
  • ограниченные возможности профессионального роста;
  • значительный удельный вес женского труда.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: