Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа - самостоятельная творческая работа студента. Объем работы должен составлять: бакалаврской работы не менее 60 и не более 80 страниц; дипломных работ и проектов не менее 75 и не более 100 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки. В общий объем не включаются приложения и список используемых источников.

Структура ВКР должна быть следующей:

· содержание;

· введение;

· основная часть (3 главы);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Введение - это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируется цель и задачи работы, раскрывается объект, предмет и методы исследования, дается характеристика исходной экономико-статистической базы, доводится структура ВКР.

Объем введения не должен превышать 3% - 5 % (3-5 стр.) от общего объема выпускной квалификационной работы.

Первую главу целесообразно начать с характеристики предмета исследования. Затем необходимо сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе. В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно раскрыть различные точки зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу. Выводы по теоретической части работы оформляются в конце главы отдельными пунктами (как часть текста).

Объем данного раздела - не более 20% - 25% (20-25 стр.) общего объема выпускной квалификационной работы.

Во второй главе на основе обоснованной в теоретической части (главе 1) методики анализа исследуется состояние проблемы на выбранном предприятии. Целесообразно дать характеристику исследуемого предприятия и историческую справку его деятельности.

Материалами анализа могут быть планы работы, годовые отчеты хозяйственной деятельности, бухгалтерская (финансовая), статистическая отчетность и другая служебная документация предприятия, изученная студентом во время прохождения производственной и преддипломной практик.

Материалы, служащие базой для проведения анализа, должны быть достаточно полными и достоверными. Опираясь на них, студент должен проанализировать положение дел в области решаемой ВКР темы, вскрыть имеющиеся резервы предприятия и наметить пути их использования.

В процессе выполнения аналитической части (второй главы) следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые имеют непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы.

Объем и характер представленного в аналитической части материала зависят от особенностей темы работы, специфики предприятия, принятой методики исследо­вания.

Анализ состояния дел на предприятии в области решаемой проблемы предпола­гает обработку собранных данных и мате­риалов за последние 2-3 года его работы, В процессе выполнения аналитической части студент должен применять совре­менные методы экономического, социологического, психологического анализа и др.

Выводы по аналитической части работы оформляются в конце главы отдельными пунктами (как часть текста).

Объем данного раздела должен со­ставлять примерно 30% - 35% (30-35стр.) общего объема выпускной квалификационной работы.

Третья глава является основной частью выпускной квалификационной работы, харак­теризующей общий уровень подготовки студента-дипломника, его умение и спо­собность решать конкретные вопросы (проблемы) в рамках темы выпускной квалификационной работы.

В главе должны быть разработаны мероприятия (предложения) по теме ВКР, их экономические обоснования (для дипломных проектов обязательна и оценка их эффективности).

Выводы по проектной части работы оформляются в конце главы отдельными пунктами (как часть текста).

Объем данного раздела должен со­ставлять около 25%-30% (25-30 стр.) общего объема ВКР.

Выводы и предложения, сформулированные в выпускной квалификационной работе, должны быть обоснованы с позиций экономической целесообразности и перспектив использования на практике.

Заключение (выводы по ВКР) должно отражать в концентрированном виде общее содержание выпускной квалификационной работы:

­ результаты исследования, прове­денного студентом в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы;

­ предложения по решению темы выпускной квалификационной работы;

­ общую эффективность предложен­ных мероприятий (рекомендаций);

­ ожидаемое изменение основных экономических показателей работы пред­приятия после внедрения разработанных студентом мероприятий (рекомендаций).

Объем данного раздела должен со­ставлять 3%-5% (3-5 стр.) от общего объема выпускной квалификационной работы.

Важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы является работа, связанная с подбором и изучением литературы. Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

­ руководящие документы (нормативно-правовые акты - вначале законы, затем подзаконные акты – Указы Президента, Постановления Правительства и др.);

­ научные издания (вначале книги, затем периодические издания: журналы, статьи и т.д.);

­ статистические данные;

­ интернет-ресурсы.

Знакомиться с литературой следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. Время издания отражает особенности того исторического периода, в котором писалась книга, статья. Период начала 90-х годов до 1998 г. характеризовался тем, что книги этого периода, как правило, не содержат критического анализа рыночных преобразований. С 1998 г. авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на особенности и проблемы формирования предпринимательских отношений в нашей стране, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка. В современных условиях, когда отсутствует законодательная, финансово-нормативная стабильность, не всегда целесообразно использование литературных источников прошлых лет издания по ряду тем.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочных правовых системах («Консультант», «Гарант» и других). Эти справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, а также имеющейся литературы в библиотеке и читальном зале вуза. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в учебной и специальной литературе на выбранную тему.

Практика показывает, что большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема литературы. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. В издании изучаются:

­ заглавие - при изучении заглавия издания следует сопоставить его с темой работы, так, если заглавие совпадает с темой или уже ее, то это издание будет представлять интерес в полном объеме, если заглавие шире темы работы, то будет интересна только часть издания;

­ фамилия автора - известность автора также важна при отборе литературы, так, если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения, если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений, что может быть использовано в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике:

­ наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу);

­ время (год) издания;

­ аннотация - содержит, как правило, цель подготовки издания, краткую его характеристику и круг потенциальных читателей, что дает возможность оценить, насколько близко данное издание теме работы;

­ оглавление, раскрывающее структуру издания и позволяющее получить информацию о поставленных проблемах, на основе изучения которого можно определить, какая часть издания будет особенно полезна для работы;

­ введение или предисловие, где наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги;

­ справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.) - позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: