Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяются необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.).
В перспективе предстоит решать ряд задач.
1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.
Приоритетными направлениями остаются:
экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);
информационные технологии;
ресурсосбережение.
В число приоритетных за последнее время выдвинулись:
нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);
|
|
стандартизация бухгалтерской ибанковской деятельности;
стандартизация услуг по оценке имущества.
2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.
Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях:
разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;
включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.
Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время; а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.
3. Гармонизация стандартов и информационное взаимодействие.
|
|
Предполагается решение двух задач:
обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;
информационное взаимодействие с другими государствами.
Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.
Для решения задачи информационного взаимодействия с другими государствами создан Центр обработки запросов, касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры.
4. Актуализация действующего фонда государственных стандартов.
Она должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).
5. Повышение роли добровольных стандартов.
Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.
К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.
6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разработки новых стандартов.
Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.