Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС)

выполняет важную роль центра международного сотрудничества в экономической и социальной областях. В соответствии со ст. 55 Устава ООН призвана содействовать:

1) повышению уровня жизни, полной занятости населения
условиям экономического и социального прогресса и разви­тия стран;

2) разрешениюв области экономи­ческой, социальной, здравоохранения, культуры, образова­ния и др.;

3) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ­ных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и рели­гии.

Выполнение этих задач возложено главным образом на Экономический и Социальный Совет совместно с Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по вопро­сам экономического, социального, культурного, образователь­ного, здравоохранительного и правоохранного положения в мире, давать по этим вопросам рекомендации Генеральной Ассамб­лее, государствам-членам и организациям, входящим в систе­му ООН (специализированные учреждения и др.). Совет упол­номочен также подготавливать проекты конвенций по этим вопросам для рассмотрения и одобрения ГА ООН. Он рассмат­ривает регулярные доклады, поступающие от организаций, вхо­дящих в систему ООН, делает по ним рекомендации и заклю­чает с этими организациями соглашения о тесном сотрудниче­стве и взаимодействии с ними. ЭКОСОС проводит свою дея­тельность в полном взаимодействии с ГА ООН и обязан снаб­жать необходимой информацией СБ ООН, помогать ему в ра­боте.

ЭКОСОС осуществляет свою деятельность сессионно. В начале года в Нью-Йорке проводится его организационная сессия, а летом - основная, обычно в Женеве.

ЭКОСОС имеет три комитета (по экономическим вопросам, по социальным вопросам и по программе и координации), а также проводит встречи глав делегаций на уровне министров с целью обсужде­ния кардинальных вопросов деятельности ЭКОСОС.

Согласно ст. 61 Устава ООН ЭКОСОС состоит из 54 членов,
избираемых ГА ООН на 3 года и обновляемых на одну треть
ежегодно. Выбывающий член ЭКОСОС может быть вновь из­бран в его состав. Распределение мест в Совете установлено
следующим образом: 14 - от государств Африки; 11 - от Азии;
10 — от Латинской Америки; 13 — от Западной Европы и
других государств (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия);
6 - от государств Восточной Европы. Каждый член ЭКОСОС
имеет один голос. Решения принимаются простым большин­ством голосов присутствующих и участвующих в голосовании
членов Совета. Республика Беларусь (ранее - Белорусская ССР) неодно­кратно избиралась членом ЭКОСОС от региона Восточной
Европы. ЭКОСОС в своей многогранной работе опирается на деятельность многочисленных организаций системы ООН, действующих в экономической и социальной областях (специализированных учреждениях ООН, МАГАТЭ, и др.), которые он упол­номочен координировать, а также на деятельность многих вспо­могательных органов:

1) пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ); Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК); Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

2) девять функциональных комиссий (Статистическая комис­сия; Комиссия по народонаселению и развитию; Комиссия
социального развития; Комиссия по правам человека; Ко­
миссия по положению женщин; Комиссия по наркотичес­ким средствам; Комиссия по предупреждению преступности
и уголовному правосудию; Комиссия по науке и технологии
для развития; Комиссия по устойчивому развитию);

3) четыре постоянные вспомогательные комиссии (по програм­ме и координации; по неправительственным организациям;
по населенным пунктам; по переговорам с межправительственными учреждениями).

Кроме того, в рамках ЭКОСОС работает ряд экспертных органов, в частности по планированию развития, естественным ресурсам, новым и возобновляемым источникам энергии, экономическим, социальным и культурным правам, межправительственная группа по лесам и др.

ЭКОСОС имеет тесные связи с рядом учреждений ООН, таких как Детский фонд ООН, Учреждение Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа, Международный совет по контролю за наркотическими средствами. ЭКОСОС предоставляет также консультативный статус многим неправительственным организациям, которые участвуют в его заседаниях (без права голоса) и имеют право выдвигать перед ним идеи, предложения. За годы своей деятельности ЭКОСООС зарекомендовал себя как важный орган сотрудничества.

Совет по Опеке.

Под международную опеку, согласно Уста­ву ООН (ст. 77), были поставлены в порядке особых соглаше­ний:

1) территории, находившиеся под мандатом Лиги Наций;

2) территории, отторгнутые от вражеских государств в резуль­тате Второй мировой войны;

3) территории, добровольно включенные в эту систему управляющими государствами.

Всего таких территорий было 11: часть Камеруна и часть Того, Танганьика (под управлением Великобритании), часть Камеруна и часть Того (под управлением Франции), Руанда-Урунди (под управлением Бельгии), Сомали (под управлением Италии), Новая Гвинея (под управлением Австралии), Западное Самоа и острова Микронезии (Каролинские), Маршалловы и Марианские (под управлением США), Науру (под совместным управлением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии). Управляющими государствами выступали 7 стран (Австралия, Великобритания, Италия, Новая Зеландия, США, Франция). Их задача заключалась в содействии постепенному обретению этими территориями независимости.

Численный состав Совета по Опеке не был определен в Уставе ООН и зависел от количества управляющих держав. Согласно ст. 86 в Совет первоначально входили 7 управляющих государств, 2 постоянных члена СБ ООН, не имевшие подопечных территорий (СССР и Китай), и 5 дополнительных членов, избираемых ГА ООН на трехлетний срок (всего — 14 членов). Затем по мере провозглашения независимости подопечными территориями численный состав Совета соответственно уменьшался. С 1975 г. Совет по Опеке состоит из пяти государств - постоянных членов СБ ООН.

В настоящее время Совет по Опеке выполнил свои задачи: все 11 вышеуказанных подопечных территорий получили не­зависимость к 1995 г., в связи с чем Советом было принято решение проводить свои заседания по мере необходимости. Сей­час в рамках ООН изучается вопрос о целесообразности реорга­низации Совета по Опеке (например, путем преобразования его в совет по окружающей среде либо какой-то другой орган), но окончательного решения по нему пока не принято.

Международный Суд

главный судебный орган ООН, кото­рый уполномочен рассматривать споры между государствами с
их согласия и выносить консультативное заключение по юридическим вопросам на основании запросов Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а также других органов и специа­лизированных учреждений ООН с разрешения Генеральной
Ассамблеи.

Секретариат ООН

постоянно действующий админист­ративный орган Организации, состоящий из Генерального сек­ретаря и необходимого персонала международных служащих. Генеральный секретарь назначается ГА ООН по рекомендации СБ ООН с применением принципа единогласия великих дер­жав (т.е. с согласия всех пяти постоянных членов Совета) сро­ком на пять лет (с возможностью переизбрания на 5 лет). С января 2007 г. этот пост занимает Пан Ги Мун (Южная Корея). До него эти функции выполняли Трюгве Ли (Норве­гия, 1946-1953 гг.), Даг Хаммаршельд (Швеция, 1953-1961 гг.), У Тан (Бирма, 1961-1971 гг.), Курт Вальдхайм (Австрия, 1972-1981 гг.), Хавьер Перес де Куэльяр (Перу, 1982-1991 гг.), Бутрос Бутрос Гали (Египет, 1992-1996 гг.), Кофи Аннан (Гана, 1997-2006 г.).

В соответствии со ст. 97 Устава Генеральный секретарь является «главным административным должностным лицом Организации». В этом качестве он осуществляет набор персо­нала Секретариата и обеспечивает секретариатскими услугами заседания Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и дру­гих органов ООН (подготовка помещений и необходимых до­кументов к заседаниям, оказание помощи председателю заседа­ний, ведение протоколов, обеспечение перевода произносимых речей и т.п.). Он разрабатывает смету расходов (проект бюд­жета Организации) и вносит ее на рассмотрение соответствую­щих органов ООН. Генеральный секретарь представляет Гене­ральной Ассамблее ежегодный доклад о работе ООН и одобря­ет десятки других докладов, меморандумов и исследований, ко­торые готовятся департаментами Секретариата для рассмотре­ния различными органами ООН. Генеральный секретарь пред­ставляет ООН в ее отношениях с другими международными организациями и правительствами государств мира. Он предсе­дательствует в Совете административных руководителей системы ООН, куда входят главы всех организаций системы ООН и где обсуждаются вопросы взаимодействия этих организаций на секретариатском уровне.

Кроме этих административных функций, Генеральный сек­ретарь выполняет и важные политические функции. В частно­сти, в соответствии со ст. 99 Устава ООН доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопас­ности; основываясь на решениях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, делает заявления по важным политичес­ким вопросам и событиям международной жизни; участвует в важных международных конференциях и других мероприя­тиях; по просьбе правительств выступает в качестве посредни­ка по урегулированию международных конфликтов и опасных ситуаций.

При исполнении своих служебных обязанностей Генераль­ный секретарь и персонал Секретариата в соответствии со ст. 100 Устава ООН не должны запрашивать и получать ука­заний от правительств и властей, посторонних для Организа­ции. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. Все члены ООН должны уважать исключительно международ­ный характер обязанностей Генерального секретаря и персо­нала Секретариата ООН.

Персонал Секретариата ООН назначается Генеральным секретарем в соответствии с правилами, утвержденными ГА ООН. Основными критериями при приеме на службу являются высокий уровень компетентности и профессионализма, прекрас­ное знание рабочих языков Секретариата ООН (английский и французский), добросовестность, преданность идеалам ООН, зафиксированным в Уставе, а также подбор персонала на «воз­можно более широкой географической основе» (ст. 101 Уста­ва ООН). Государствам - членам ООН устанавливаются кво­ты, определяющие количество постов в Секретариате, которые могут быть заняты их гражданами. Порядок замещения ва­кантных должностей - конкурсный. Назначение сотрудников производится на основе постоянных (бессрочных) и срочных (на определенный срок) контрактов

5 Сотрудники Секретариата ООН делятся на четыре кате­гории: руководящие сотрудники, специалисты, работники об­
щих служб (обслуживающий и технический персонал) и ра­
ботники полевой службы (участники полевых миссий ООН).
К руководящим сотрудникам относятся: первый заместитель,
заместители и помощники Генерального секретаря, директора
и главные сотрудники. Специалисты делятся на пять уровней,
работники общей службы и полевой службы делятся на семь
классов.

Секретариат ООН (общая его численность составляет около 15 тыс. человек) работает не только в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, но также в отделениях ООН в Женеве и Вене, где размещены отдельные структуры ООН, а также в Аддис-Абебе, Бангкоке, Бейруте, Сантьяго и Найроби.

Нельзя сказать, что в комплектовании Секретариата ООН все обстоит нормально. По-прежнему его штаты в среднем и высшем звеньях укомплектованы гражданами нескольких круп­ных западных стран (США, Великобритания, Франция и др.). Почти три четверти сотрудников Секретариата имеют постоян­ные контракты, что мешает ротации кадров, затрудняет при­ток молодых профессиональных сил, в том числе из региона Восточной Европы, создает некое международное сообщество чиновников, интересующихся больше своим благополучием, чем интересами ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: