Принципы менеджмента

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они опреде­ляют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавли­ваются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджментаоптимальное сочетание централизации и децентрализации управле­ния. Его применение на практике означает, что за выс­шим уровнем управления закрепляются вопросы стра­тегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа ре­шает проблему оптимального распределения полно­мочий при принятии управленческих решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие:

1) принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организа­ции несет одно лицо – управляющий, директор, президент корпорации.

В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководи­тели разного уровня и разных подразделений, а так­ же исполнители конкретных решений. Этим обес­печивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений;

2) принцип научной обоснованности управления означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

3) принцип плановости, означающий, что деятельность организации, как текущая, так и перспектив­ная, должна планироваться;

4) принцип сочетания прав, обязанностей и ответ­ственности, т.е. работник должен нести ответствен­ность только за те задачи, которые попадают в сфе­ру предоставленных ему полномочий (прав прини­мать решения);

5) принцип демократизации управления. В современ­ной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалифика­цией, а также общей культурой и потребностью уча­ствовать в управлении производством. Привлече­ние персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа.

Не следует полагать, что принципы есть некая дог­ма. Экономическая жизнь общества не стоит на мес­те, она меняется, а вместе с изменением реалий хо­зяйствования претерпевают изменения и правила уп­равления.

Принципы управления 90-х годов нацеливают вни­мание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сде­лать более эффективными.

К концу XX века практика выработала свои принципы. Некоторые из них перечисляются ниже:

- динамизм формирования и развития инноваций;

- целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости;

- гуманизация процессов труда;

- ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;

- самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;

- качество работы и продукции обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

- эффективность менеджмента обеспечивается соеди­нением воедино факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;

- человек не только средство для достижения цели, он сам – цель менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: