Имеет ли особенности договор закупки с/х продукции для государствееных нужд

Во-первых, закупка сельскохозяйственной продукции, как уже отмечалось, может и не отвечать признакам договора контрактации, и в этом случае в первую очередь будут применяться правила не § 5, а § 4 гл. 30 ГК РФ.

Во-вторых, специальным нормативным актом о контрактации автор называет Закон о закупках и поставках, который распространяется не только на отношения по контрактации, но и на отношения по поставкам сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, не являющиеся контрактацией. Таким образом, закупка и поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд не охватывается договором контрактации, правила которого можно применять лишь в том случае, когда в обязательстве имеются все квалифицирующие признаки данного договора.

Этим объясняется и наличие нормы (п. 4 ст. 8 Закона), предусматривающей возмещение товаропроизводителю убытков, причиненных по вине государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством, если иное не установлено договором. Данная норма вызывает неоднозначное отношение как в литературе, так и в судебной практике. Так, Л. И. Шевченко отмечает, что "на стороне государственного заказчика... могут выступать не только государственные органы исполнительной власти, но и юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, включая субъектов предпринимательской деятельности. Для указанных субъектов гражданское законодательство предусматривает различные основания ответственности. Субъекты предпринимательской деятельности, как известно, несут ответственность по своим обязательствам независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Устанавливая ответственность государственного заказчика за причиненные поставщику убытки, законодатель НЕ УЧИТЫВАЕТ (выделено мною. - А. С.) эти особенности. Например, в Федеральном законе "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (п. 4 ст. 5 в редакции ФЗ от 19 июля 1995 г.) говорится о возмещении государственным заказчиком убытков "в соответствии с действующим законодательством", а в Федеральном законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия для государственных нужд" (п. 4 ст. 8) - о полном возмещении причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с действующим законодательством"

Контрактация, таким образом, как самостоятельный вид договора купли-продажи отличается от поставки следующими признаками: 1) специфический предмет договора, который: а) обусловлен технологией сельскохозяйственного производства; б) не существует в момент заключения договора, а подлежит выращиванию (производству); 2) особый субъектный состав: а) производитель не закупает, как в договоре поставки, а сам производит продукцию; б) заготовитель приобретает продукцию для ее использования только в предпринимательской деятельности, а не в иных целях, что допускается договором поставки. В связи с этим п. 1 ст. 535 ГК РФ целесообразно изложить в следующей редакции: "По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать подлежащую выращиванию (производству) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для использования в предпринимательской деятельности". Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд не является лишь разновидностью контрактации. Это пересекающиеся понятия. В зависимости от наличия определенных квалифицирующих признаков правоотношений по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд к ним в первую очередь должны применяться либо нормы ГК о контрактации, либо нормы о поставке товаров для государственных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: