Важную роль в развитии Цивилизации, в том числе и в становлении
демократического общества играет культура (от лат. "возделывание",
"воспитание") - способ общественного самовоспроизводства человека и
человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных
ценностях. Принято делить культуру на материальную и духовную. Обычно под
материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее
результаты (орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта, связи и др.).
Понятие «духовная культура» используется для обозначения сферы сознания,
духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука,
литература, искусство, религия, идеология и др.).
Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества
или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений,
|
|
ценностных ориентации, установок и политического поведения. Это
ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое
сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно
определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.
Политическая культура обусловливается в основном двумя факторами:
политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом.
Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний,
индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов
политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог
освоения богатств современной цивилизации, политического образования,
политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни
общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.
Поведение - это способ существования культуры.
Важное значение для определения содержания политической культуры имеет
четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры
являются политические представления, политические ценности и ценностные
ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим
явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи
образцов политического сознания и поведения народа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных
организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики»
|
|
оценку политических лидеров, определение человеком своего места в
политической жизни общества.
Следует разобраться в том, что политическая культура отражает троякую
способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти
внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и
задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой
изменения объекта практических устремлений.
Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в
значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:
во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности
социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение
социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно
предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте -
возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики
считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для
политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов
общества между этими ценностями.
Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и
утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической
деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть
сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются
формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.
Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности,
воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни,
поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного
богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная
порядочность/трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности,
благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость
характера. Важные ee составляющие - развитое самосознание, творческие
способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность
отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую
зрелость.
Необходимо раскрыть функции политической культуры (регулирующую,
политической социализации, коммуникативную, интегративную),
Выделяются три основные модели политической культуры. Тоталитарная модель
политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества;
отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического
выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями;
культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с
позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая
культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов
организации и функционирования политической системы; ротации партий и
должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных
ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов;
политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической
политической культуры являются плюрализм (от лат. "множественный") и
толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).
Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает
черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры, В
обществе наряду с политической культурой существуют политические субкультуры
- социальная, национальная, коллективная, личностная и др. Субкультура
представляет собой совокупность политических ориентации, значительно
|
|
отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и
государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а
государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и
защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу
благоприятные возможности.