Сущность и содержание политической культуры

Важную роль в развитии Цивилизации, в том числе и в становлении

демократического общества играет культура (от лат. "возделывание",

"воспитание") - способ общественного самовоспроизводства человека и

человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих

сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и

деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных

ценностях. Принято делить культуру на мате­риальную и духовную. Обычно под

материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее

результаты (орудия труда, жили­ща, одежда, средства транспорта, связи и др.).

Понятие «духовная куль­тура» используется для обозначения сферы сознания,

духовного произ­водства (познание, нравственность, воспитание, право, наука,

литерату­ра, искусство, религия, идеология и др.).

Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества

или социальной группы укоренившихся образ­цов политических представлений,

ценностных ориентации, установок и политического поведения. Это

ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое

сознание, по­литическое поведение. Кратко политическую культуру можно

определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.

Политическая культура обусловливается в основном двумя фактора­ми:

политическими институтами и процессами и состоянием общей куль­туры в целом.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний,

индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов

политической жизни общества. Политическая куль­тура в нашу эпоху - это итог

освоения богатств современной цивилиза­ции, политического образования,

политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни

общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Поведение - это способ существования культуры.

Важное значение для определения содержания политической куль­туры имеет

четкое представление о ее структуре. Элементами полити­ческой культуры

являются политические представления, политические ценности и ценностные

ориентации, политические установки - отноше­ние субъекта к политическим

явлениям, политическое поведение, поли­тические традиции - способ передачи

образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных

организаций, на их воспитание, явления внутренней и меж­дународной политики»

оценку политических лидеров, определение чело­веком своего места в

политической жизни общества.

Следует разобраться в том, что политическая культура отражает тро­якую

способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явле­ниях власти

внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекаю­щим из него целям и

задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой

изменения объекта практических устремлений.

Облик политической культуры, господствующей в определенном об­ществе, в

значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:

во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности

социальной системы) и развития (направля­ющего его усилия на обеспечение

социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно

предоставить каждо­му индивиду одинаковые условия, или в другом варианте -

возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики

считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для

политической культуры служит равномерное распределение пред­почтений членов

общества между этими ценностями.

Политическая культура представляет собой единый процесс на­копления и

утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической

деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть

сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются

формирование личностной культуры и ста­новление качества интеллигентности.

Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности,

воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни,

поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного

богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная

порядочность/трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности,

благородство, самоот­верженность, яркая индивидуальность, стойкость

характера. Важные ee составляющие - развитое самосознание, творческие

способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность

отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую

зрелость.

Необходимо раскрыть функции политической культуры (регули­рующую,

политической социализации, коммуникативную, интегративную),

Выделяются три основные модели политической культуры. Тотали­тарная модель

политической культуры характеризуется идеями одно­мерности жизни общества;

отсутствием политического плюрализма, аль­тернативности, политического

выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями;

культом борьбы, ориентаци­ей на конфронтацию, решение сложных проблем с

позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая

культу­ра проявляется в общенациональном согласии относительно принципов

организации и функционирования политической системы; ротации партий и

должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных

ценностей; преобладании гражданских процедур в ула­живании конфликтов;

политическом плюрализме. Важнейшими пара­метрами современной демократической

политической культуры являют­ся плюрализм (от лат. "множественный") и

толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).

Фрагментарная модель по­литической культуры является переходной и совмещает

черты тотали­тарной и демократической моделей политической культуры, В

обществе наряду с политической культурой существуют поли­тические субкультуры

- социальная, национальная, коллективная, лич­ностная и др. Субкультура

представляет собой совокупность политических ориентации, значительно

отличающихся от культурных ориентации, до­минирующих в обществе, человеком и

государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а

государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и

защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспе­чивающих обществу

благоприятные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: