Опыт мировой практики свидетельствует о том, что переход от тоталитаризма к
демократии невозможен без сильной исполнительной власти, политических
лидеров, обладающих яркой индивидуальностью, компетентностью, легитимностью,
известностью в массах, основанных на опыте политической борьбы, политических
и нравственных качествах. Роль лидера особенно возрастает в переломные,
переходные периоды развития страны, когда политические события, темпы, сроки
радикальных преобразований приобретают отчетливо выраженную личностную
окраску.
Анализируя этот вопрос, необходимо обратить внимание на роль политического
лидерства в Российской Федерации. Следует показать, что командно-
бюрократическая система, не справившись с управлением и доведя общество до
кризисной ситуации, лишилась и способности выдвигать лидеров. Она
формировала номенклатурный слой, который отличался послушностью вышестоящим
властям.
Важно проследить, как общественно-политическая обстановка в период распада
|
|
СССР, образования СНГ и суверенной России вывела на арену политической борьбы
лидеров популистского толка. Необходимо показать, как в кадровом составе
российского общества сверху донизу идет смена поколений, вызревает новый тип
лидера, неординарно мыслящего, с обостренным чувством перспективы,
способностью принимать и осуществлять смелые самостоятельные решения.
На переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера.-
Подобный.тип лидера встречается во всех странах, В российских условиях наши
сограждане склонны доверять популистским лидерам. Лидер-популист, играя на
эмоциях толпы, "подогревает" ее недовольство и озлобление, разжигает страсти.
В демократически развитых странах популистские лидеры обречены, поскольку
механизмы их деятельности не находят поддержки в массах. Спрос на популизм
обусловлен неразвитостью интересов общества, отсутствием демократической
политической культуры, ориентированностью населения на примитивные цели
сегодняшнего дня.
В современном мире в содержании лидерства выделяются два основных
направления: консерватизм и умеренный реформизм. Неоконсерватизм стремится к
гибкой социальной политике без конфликтов. По мнению политологов, в нашей
политической ситуации оптимальным было бы движение от крайнего радикализма к
умеренной демократической эволюционности неоконсерватизма.
Весной проблемой политического лидера является приобретение и сохранение
признания и доверия людей. Здесь и возникает политическое явление, которое
называется "имидж", то есть образ политического лидера. Известно, что чем
выше по занимаемому положению политический лидер, тем меньше он
непосредственно общается с людьми, и тем более широкие слои имеют дело с
образом этого лидера.