Тема 14. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности

При изучении данной темы необходимо, прежде всего, уяснить, что профессиональная этика – это особый нравственный кодекс людей определенной профессии. Этика профессионала, чья деятельность протекает в условиях общения, обусловлена особенностями его нравственного и социального положения.

Мораль (от латинского moralis – нравственный) – один из способов регулирования поведения людей в обществе во всех сферах жизни. Принципы морали имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемых в длительном процессе исторического развития общества.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, коммуникативная, прогностическая.

Этика (от греческого ethika – этика) – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.

Категории этики:

· добро (категория, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности) и зло (категория этики, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения);

· справедливость – такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми;

· долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;

· совесть – способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции своего соответствия требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения;

· ответственность – обязанность и необходимость давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия;

· честь – моральное отношение человека к самому себе, когда моральная ценность личности связывается с его заслугами, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) принцип мировоззрения, в том числе нравственный, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье.

Этику деловых отношений необходимо учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия, между людьми разного и одинакового статуса.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу всеобщего законодательства».

Этика делового общения «сверху-вниз».

В профессиональном общении в отношении руководителя и подчиненного глобальное правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Этика профессионального общения «снизу-вверх».

В прфессиональном общении в отношении подчиненного глобальное правило поведения можно сформулировать таким образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Этика отношений «по горизонтали».

Общий этический принцип между коллегами можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: