Тема 10. Конфликт как социально-психологический феномен

При изучении данной темы необходимо уяснить, что как образно заметил американский социальный психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.

В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу:

· внутриличностные;

· межличностные;

· между личностью и организацией.

По значению для организации, а также по способу разрешения:

· конструктивные конфликты;

· деструктивные конфликты.

Также выделяют конфликты:

· «по горизонтали»;

· «по вертикали»;

· смешанные.

Причины возникновения конфликта:

· трудовой процесс;

· психологические особенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.);

· личностное своеобразие членов группы.

Этапы развития конфликта:

I. Скрытый (латентный):

1. Возникновение объективной проблемной ситуации.

2. Осознание объективной проблемной ситуации

3. Попытка разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом.

4. Возникновение предконфликтной ситуации.

II. Открытый этап:

1. Инцидент – первое столкновение сторон.

2. Эскалация конфликта – резкая интенсификация борьбы.

3. Сбалансированное противодействие.

4. Завершение открытого периода конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт).

III. Скрытый этап (послеконфликтная ситуация):

1. Частичная нормализация отношений.

2. Полная нормализация отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: