При изучении данной темы необходимо уяснить, что как образно заметил американский социальный психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.
В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу:
· внутриличностные;
· межличностные;
· между личностью и организацией.
По значению для организации, а также по способу разрешения:
· конструктивные конфликты;
· деструктивные конфликты.
Также выделяют конфликты:
· «по горизонтали»;
· «по вертикали»;
· смешанные.
Причины возникновения конфликта:
· трудовой процесс;
· психологические особенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.);
· личностное своеобразие членов группы.
Этапы развития конфликта:
I. Скрытый (латентный):
1. Возникновение объективной проблемной ситуации.
2. Осознание объективной проблемной ситуации
3. Попытка разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом.
4. Возникновение предконфликтной ситуации.
II. Открытый этап:
1. Инцидент – первое столкновение сторон.
2. Эскалация конфликта – резкая интенсификация борьбы.
3. Сбалансированное противодействие.
4. Завершение открытого периода конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт).
III. Скрытый этап (послеконфликтная ситуация):
1. Частичная нормализация отношений.
2. Полная нормализация отношений