На систему образования Украины влияют мировые изменения вэкономике и образовательном процессе, а также происходят изменения вхарактере труда (больше внимания уделяется интеллектуальному творчеству и инновационности), меняется экономическая деятельность (техническая база и организационные формы), что предъявляет новые требования к квалификации работников, к подготовке специалистов новых профессий.
Суть Болонского процесса заключается в формировании общеевропейской системы высшего образования. В основе Болонского процесса выделяется шесть основных позиций:
1) введение двух циклов обучения. Первый цикл для получения степени бакалавра спродолжительностью обучения 3-4 года. Второй цикл для получения степени магистра (через 1-2 года обучения после бакалаврата) или для получения степени доктора (на условиях общей продолжительности обучения в течение 7-8 лет с научно-исследовательской разработкой по специальности);
2) введение кредитной системы, предусматривающей введение единой системы учета учебной работы в кредитах (на смену системы учета в часах);
3) контроль качества образования. Оценка качества.образования основывается не на продолжительности или содержания обучения, а на тех знаниях, которые приобрели ученики;
4) расширение мобильности студентов и преподавательского состава, а также изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев;
5) обеспечение трудоустройства выпускников на европейском рынке труда;
6) обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одна из задач Болонского процесса - привлечение в Европу большого количества студентов из других континентов мира.
Современные требования к качеству экономического образования и присоединение к европейскому образовательному простору связано с изменением системы образовательного процесса с присоединением Украины к Болонскому процессу, выдвигает необходимость продумать стратегию и тактику этого перехода. При этом необходимо сохранить все позитивное, что имеется в отечественной культуре обучения.
В условиях конкуренции государственных и частных вузов возрастают требования к качеству подготовки специалистов.
Методические особенности преподавания экономических дисциплин
Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:
ü необходимость аргументации и доказательности экономических процессов;
ü привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков;
ü в процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.
Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).