Средневековая философия принадлежит, в основном, эпохе феодализма (V – XV в.). Ей характерен своеобразный способ философствования, во многом отличный от античной философии. В некоторой степени, используя положения учения Платона и Аристотеля, она вырабатывает и собственные принципы философствования.
Философия средних веков получила название христианской, так как в это время господствующей религией было христианство. Это, в свою очередь, определяло и мировоззрение этой эпохи. Эта философия религиозна. Её сущностью является теоцентризм. В соответствии с этим положением, источником всякого бытия и блага является Бог и высшую цель жизни видели в служении Богу. Это ознаменовало конец многобожию и положило начало однобожию.
Теоцентризм означает, что субъектом и абсолютной личностью является Бог. Он есть центр мира и главный объект внимания.
Основные идеи христианства:
Идея творения или учения о сотворении мира Богом из ничего
Идея откровения
Идея грехопадения
Идея спасения.
В истории средневековой философии различают два основных этапа:
Патристика
Схоластика
Патристикой называют учения отцов церкви или богослов. Патристика – религиозная идеология. Наиболее видным представителем был Августин, который получил призвание Блаженный. Его главная заслуга – систематизация христианского мировоззрения, то есть представление его как целостного и единственно верного учения. Необходимая систематизация христианства была вызвана борьбой с еретическими движениями того времени. Поэтому единство веры для христианской церкви был вопросом жизни или смерти.
Схоластика – религиозное философское учение, которое видело путь постижения Бога в логике, рассуждении, а не только в сверхразумном созерцании и чувстве, то есть вере.
Основная идея схоластики: Бог не только создал мир и человека, но и дал человеку истинное знание. Таким знанием является священное писание (Библия).
Развитие западноевропейской философии в период схоластики было тесно связано с познанием. Схоластика была вызвана к жизни новым подъемом культуры. В это время стали появляться многочисленные церковные школы и университеты.
Важнейшим представителем схоластики стал Фома Аквинский. Во времена схоластики выросла идейная борьба церкви с её противниками. И для успешного ведения идейной борьбы церковь считала нужным систематизировать, развивать, совершенствовать свое умение на основе схоластики. Главной заслугой Фомы Аквинского является то, что он систематизировал религиозную философию средневековья.