Техника постановки голоса по С. Т. Никольской

Упражнение №1 «Стон». Сядьте на стул, сохраняя «осанку» – не откидывайтесь на спинку стула, держите спину прямо, руки, плечи, шея – свободные и легкие. Произносите звук [М] в тональности, свойственной разговорной речи, но с закрытым ртом. Получится что-то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Голова слегка склоняется вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. «Успокаивайте» себя. Вы вскоре почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить даже физически, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.

Упражнение №2. Укрепив звук [М] в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: у-о-а-э-ы-и. Непрерывно на одной ноте звучит «М-мммм», изредка через ровные промежутки времени прерываемое короткими гласными: «Ммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И».

Упражнение №3. Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] – стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм…

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.

Упражнение №4. «Доканючу». Чередуйте полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнесите уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». Затем подключайте речевое произнесение: «Мам! Мёду! Нам!». Сделайте так несколько раз и следите, чтобы ничего не изменилось в речевом аппарате, чтобы не было чрезмерной активности при произнесении, чтобы сохранялась та же свобода и легкость, как при полунапевном «стоне».

Упражнение №5. «Мимозы». Имитируйте диалог: один человек сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово собеседника. Можно играть за обоих.

МИМОЗЫМиламамекупила?

МИМОЗЫМиламамекупила.

МимозыМИЛАмамекупила?

МимозыМИЛАмамекупила.

МимозыМилаМАМЕкупила?

МимозыМилаМАМЕкупила.

МимозыМиламамеКУПИЛА?

МимозыМиламамеКУПИЛА.

Упражнение №6. «Гудок». Сядьте на стул, сохраняя «осанку». На выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук [У]: уууу… После этого сочетайте с таблицей гласных:

ууОууОууОууОууО…

ууАууАууАууАууАууА…

ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ…

УуИууИууИууИууИууИ…

Старайтесь не артикулировать точно все гласные, а «затемнять» их, то есть все время держать губы в положении звука [У].

Упражнение №7. «Эхо». Произнесите трижды:

ау-у — как будто зовете товарища;

ау-у — звучит как отдаленное эхо;

ау-у — товарищ энергично откликается на ваш зов.

Упражнение №8. Прочтите стихотворение А.В. Прянишникова «Правила чтения», в нем излагаются все правила дикции, дыхания и голоса, о которых мы уже вели речь на предшествующих практических занятиях, и рекомендации к данному упражнению.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость,

медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Упражнение № 9. На развитие полетности звука. Произносите первые две строки любого стихотворения на средней громкости, вторые две – тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки – снова на средней громкости и т. д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягивайте не во всех словах, а только в тех, над которыми поставлены надстрочные значки ударения. Например: «Поезжааай! за моряяя! океаааны! И над всeеею! землёёёй! пролетиии!. Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти».

Упражнение № 10.На развитие высоты голоса. Сделайте 5—10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению. Возьмите отрывок из «Илиады» Гомера, найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку. Далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход – с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный,

Язву на воинство злую навел; погибали народы

В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса.

Старец, он приходил к кораблям быстролетным ахейским

Пленную дочь искупить и, принесши бесчисленный выкуп

И держа в руках, на жезле золотом, Аполлонов

Красный венец, умолял убедительно всех он ахеян,

Паче ж Агридов могучих, строителей рати ахейской:

«Чада Атрея и пышнопоножные мужи ахейцы!

О! Да помогут вам боги, имущие домы в Олимпе,

Град Приамов разрушить и счастливо в дом возвратиться;

Вы ж свободите мне милую дочь и выкуп примите,

Чествуя Зевсова сына, далеко разящего Феба».

Все изъявили согласие криком всеобщим ахейцы

Честь жрецу оказать и принять блистательный выкуп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: