Хотя сам термин «обучающаяся организация» известен давно, новый всплеск интереса к этой проблеме связан с работами Питера Сенге. Он дал описание обучающейся организации и ввел понятия адаптивного и генеративного обучения.
Адаптивное обучение – это первые шаги обучающейся организации, направленные на приспособление к окружающей среде, а генеративное обучение предполагает уже творческий подход, инновации, предвидение и предугадывание возможных изменений.
Генеративное обучение ведет к переосмыслению опыта организации и ее обучению с помощью этого переосмысления.
Уже после Питера Сенге американские ученые Майкл Макгилл и Джон Слокум разработали классификацию обучающихся организаций, адаптированный вариант которой приведен в таблице.
«Знающие» организации– самый старый тип. Они успешны, пока рынок остается стабильным, и у них нет особой потребности в обучении. Точнее, оно проходит только по одиночной петле и носит адаптивный характер.
«Понимающую» и «думающую» организации можно достаточно условно отнести к промежуточным типам, последняя же, собственно «обучающаяся», характеризуется наличием двойной петли и генеративного обучения.
|
|
Как уже было отмечено, процесс организационного обучения наибольшее влияние оказывает на культуру организации, благодаря чему меняются не только взгляды и ценности, меняются и базовые представления членов организации:
1. каждый в организации может быть источником идей (это значит, что каждому должен быть открыт доступ к необходимой информации);
2. люди, стоящие ближе к проблемам, обладают лучшими идеями относительно их решения (в организации должна быть развита система делегирования полномочий);
3. обучение происходит не только сверху вниз, но и наоборот (это влечет за собой децентрализациюи отказ от тезиса «начальству виднее»);
4. новые идеи всегда важны для развития организации (система стимулирования должна вознаграждать людей, генерирующих новые идеи);
5. ошибки и неудачи – это в большей степени возможность для обучения, а не повод для наказания (смена ценностной парадигмы в оргкультуре).