Понятие, задачи, организация учета и порядок списания материальных средств в воинской части

Важнейшей составной частью организации войскового хозяйства является учет материальных средств.

Учет материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации ведется в целях:

1) своевременного обеспечения соответствующих должностных лиц и органов управления достоверными данными о наличии, движении и качественном (техническом) состоянии материальных средств, необходимыми для планирования и организации обеспечения ими войск;

2) контроля за сохранностью, законностью, целесообразностью и эффективностью расходования (использования) материальных средств;

3) подготовки исходных данных для составления отчетных документов, установленных табелями срочных донесений.

Основными принципами учета материальных средств являются своевременность, полнота, достоверность и точность.

Учет материальных средств заключается в оформлении установленными оправдательными документами и осуществлении правильных и своевременных записей в книгах (карточках) учета (накопителях информации ЭВМ) всех операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.

Учету подлежат все материальные средства соединения (воинской части) независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения. При этом, материальные средства неприкосновенных запасов учитываются отдельно от других материальных средств.

Руководство организацией учета материальных средств в воинской части (соединении) осуществляет командир части (соединения). Учет соответствующих материальных средств организуют начальник штаба, заместитель командира по тылу (по материально-техническому обеспечению, по технической части, по вооружению, по инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению, а также начальники служб и командиры подразделений.

Ответственность за ведение учета материальных средств несут:

а) командир воинской части (соединения) – за состояние учета всех материальных средств в части (соединении) и своевременное представление в вышестоящие органы управления отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;

б) начальник штаба воинской части (соединения), заместитель командира по тылу (по материально-техническому обеспечению, по технической части, по вооружению, по инженерно-авиационной службе) или помощник командира по снабжению – за состояние учета материальных средств и отчетности в подчиненных им службах;

в) начальник службы – за состояние учета материальных средств службы в воинской части (соединении), законное и правильное оформление операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета, правильное оформление учетных документов, правильное составление и своевременное представление отчетных документов по службе;

г) командир подразделения, а также начальник склада, мастерской и другого объекта войскового (корабельного) хозяйства – за состояние учета материальных средств в подразделении (на складе, в мастерской и на ином объекте);

д) лицо, непосредственно ведущее учет, – за законное и правильное оформление (по кругу обязанностей) всех учетных документов, своевременное ведение записей в книгах (карточках) учета операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств; за подготовку документов для передачи в вычислительный пункт (центр) и сдачи в архив; за сохранность учетных документов;

е) начальник вычислительного пункта (центра) – за качественное и в установленные сроки решение задач по учету материальных средств и своевременное возвращение (выдачу) учетных документов начальникам служб.

Основу учета материальных средств составляют учетные документы, под которыми понимаются документы, содержащие в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющие в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

В зависимости от назначения учетные документы подразделяются следующим образом:

первичные учетные документы (накладные, наряды, чековые требования, раздаточно-сдаточные ведомости, акты, квитанции, путевые, рабочие, производственные и раздаточные листы, аттестаты), которые служат для оформления операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств и являются основанием для записей учетных данных в книгах и карточках учета;

книги и карточки учета, в которых отражаются наличие, движение и качественное (техническое) состояние материальных средств за определенный период по подразделениям (частям), складам, мастерским, другим объектам войскового (корабельного) хозяйства и в целом за воинскую часть (соединение);

учетные документы вспомогательного характера (сводные и иные ведомости (кроме раздаточно-сдаточных), доверенности, сопроводительные и упаковочные листы, листы отпуска горячей пищи, раскладки, стеллажные ярлыки, описи материальных средств, извещения, донесения, подтверждения), которые способствуют выполнению операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.

Одним из элементов движения материальных средств является их списание с учета, о чем производятся соответствующие записи в книгах и карточках учета материальных средств.

Основаниями списания материальных средств являются:

1) израсходование средств по прямому назначению, когда материальные средства законно прекратили свое существование либо изменили свою первоначальную форму существования в результате их использования либо невозвратно убыли из военной организации. В этом случае они списываются с учета на основании первичных расходных документов;

2) образование недостачи материальных средств в пределах установленных норм естественной убыли – списание с учета производится в соответствующих службах решением командира воинской части;

3) износ материальных средств в процессе их нормальной эксплуатации, когда они сняты с вооружения, пришли в негодность при испытаниях либо по истечении установленных сроков эксплуатации, хранения или годности и если эти материальные средства по своему качественному состоянию не могут быть отремонтированы и использованы по прямому назначению. Списание производится командиром воинской части или вышестоящим начальником по актам технического состояния, оформленным специально создаваемыми комиссиями после тщательной проверки их качественного состояния;

4) утрата, гибель, уничтожение, порча, преждевременный износ, незаконное расходование или хищение материальных средств. Списание в данном случае производится на основании приказов командира воинской части и актов комиссий после внесения соответствующих записей в книгу учета недостач.

Для установления виновных лиц и размера нанесенного ущерба, а также для определения необходимости отнесения части или полной суммы этого ущерба за счет федерального бюджета командиром воинской части назначается административное расследование, а при наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело. В зависимости от результатов расследования командиром части принимается решение о возмещении причиненного ущерба и ответственности виновного лица, а также об оформлении документов на списание утраченных материальных средств за счет федерального бюджета.

Списание утраченных материальных средств за счет федерального бюджета допускается только в случаях, когда сумма ущерба не может быть возмещена за счет виновных лиц и должна быть полностью или частично отнесена за счет государства. Утраченные ракетное, ракетно-артиллерийское, противолодочное, торпедное, минное и противоминное вооружение, авиационная техника и боеприпасы всех видов списываются за счет федерального бюджета независимо от того, отнесена их стоимость полностью или частично за счет виновных лиц.

Списание материальных средств за счет федерального бюджета может производиться в следующих случаях:

а) утраты материальных средств во время боевых действий и стихийных бедствий;

б) уничтожения или приведения в негодность материальных средств по распоряжению военного командования в целях предотвращения захвата их противником или предупреждения и ликвидации заразных заболеваний;

в) когда сумма причиненного ущерба превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму, которую можно взыскать с виновного в порядке привлечения к материальной ответственности;

г) утраты материальных средств при пожарах, катастрофах или авариях, если против виновных не возбуждено уголовное дело и отсутствуют основания для отнесения суммы причиненного ущерба за их счет;

д) отсутствия чьей-либо вины в причинении материального ущерба государству;

е) отказа суда в иске, правильно и своевременно предъявленном к надлежащему ответчику;

ж) установления полной безнадежности взыскания с виновных суммы причиненного ущерба.

Для получения разрешения на списание материальных средств за счет федерального бюджета представляется в порядке подчиненности мотивированное ходатайство, к которому прилагаются:

– выписка из книги учета недостач;

– акт списания или акт технического состояния;

– формуляр или паспорт (на материальные средства, не имеющие формуляров и паспортов, – удостоверение качественного анализа);

– материалы административного расследования или уголовного дела;

– справка о частичном возмещении ущерба за счет виновных лиц;

– заверенная выписка из акта ревизии (проверки);

– копия решения судебного органа или постановления следственного органа по уголовному делу;

– копии приказов (распоряжений) командования на уничтожение материальных средств в целях предотвращения захвата их противником;

– копии приказов (распоряжений) командования и письменные заключения специалистов на уничтожение зараженных материальных средств;

– другие документы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте сущность и задачи учета материальных средств.

2. Перечислите основные виды учетных документов.

3. Назовите основания списания с учета материальных средств.

4. В каких случаях списание материальных средств с учета осуществляется за счет средств федерального бюджета?

Понятие, задачи и формы внутреннего контроля в воинской части.

В целях эффективной организации хозяйственной деятельности воинской части (корабля) должен осуществляться систематический контроль за своевременным, всесторонним и полным обеспечением соединения (воинской части), а также законностью расходования, сохранностью материальных и денежных средств. Контроль должен охватывать все службы тылового, технического и других видов обеспечения соединения (воинской части).

Основными задачами контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части) являются:

1) проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, правовых актов Минобороны России;

2) оказание помощи должностным лицам в организации хозяйственной деятельности;

3) выявление и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за хозяйственную деятельность.

Основным содержанием контроля хозяйственной деятельности является:

а) правильность определения потребности в материальных, денежных средствах и земельных участках, их истребования, получения, распределения, выдачи по назначению, а также наличие, полнота и своевременность доведения до военнослужащих материальных и денежных средств по установленным нормам;

б) соблюдение законности в использовании материальных и денежных средств, расходовании моторесурсов;

в) организация учета, хранения, правильности эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов материальных средств;

г) соблюдение сроков и качества проведения инвентаризаций материальных средств, ревизий по подчиненным службам, организация и состояние внутреннего контроля;

д) организация экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;

е) организация противопожарной защиты объектов материально-технической базы соединения (воинской части), соблюдение требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств, наличие и состояние средств пожаротушения и их готовность к применению;

ж) выполнение требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

з) соблюдение установленных норм расходования материальных средств, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;

и) качество планирования производственной деятельности, выполнения утвержденных планов;

к) организация торгово-бытового обслуживания военнослужащих, членов их семей;

л) выполнение предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.

Виды контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части):

предварительный контроль, который осуществляется командиром соединения (воинской части) в пределах предоставленных ему прав в период, предшествующий подписанию первичных документов и проведению планируемых хозяйственных мероприятий, в целях предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования материальных и денежных средств и предотвращения утрат;

текущий контроль, который осуществляется командиром соединения (воинской части) для проверки сохранности, качественного состояния, соблюдения установленных порядка, норм и законности на стадии применения, эксплуатации, истребования, получения, учета, хранения и выдачи материальных и денежных средств. Основными формами текущего контроля являются проверка, смотр (осмотр);

последующий контроль, который осуществляется в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных операций, он может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль осуществляется в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами, а также по планам соответствующих должностных лиц. Внеплановый контроль в соединении (воинской части) осуществляется по решению командира соединения (воинской части) или его старшего командира при наличии информации о злоупотреблениях, недостатках в деятельности тех или иных служб, поступлении жалоб и в других случаях. Сроки, содержание, форма и порядок проведения внепланового контроля устанавливаются должностным лицом, по решению которого он осуществляется.

Основными формами последующего контроля являются:

1) инвентаризация материальных средств;

2) проверка хозяйственной деятельности;

3) ревизия.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации определен приказом министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2010 г. № 1365.

Основными целями инвентаризации являются:

– выявление фактического наличия имущества;

– сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета и выявление отклонений;

– проверка полноты отражения в учете принятых обязательств.

В ходе инвентаризации проверяется соблюдение условий и порядка хранения материальных ценностей и денежных средств, правил содержания и эксплуатации основных средств, а также документируются факты финансово-хозяйственной деятельности, которые не были отражены в учете.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются командиром воинской части, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации (за исключением инвентаризации драгоценных металлов) обязательно:

– перед составлением годовой бюджетной отчетности;

– при смене материально ответственных лиц;

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

– при реорганизации или ликвидации воинской части;

– при проведении ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части;

– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

– в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризации подлежат:

а) все имущество воинской части независимо от его местонахождения;

б) все виды финансовых обязательств;

в) обязательства и имущество, в том числе полученное в безвозмездное пользование;

г) арендованное имущество;

д) имущество, не имеющее стоимостной оценки или находящееся на ответственном хранении.

Для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В целях единовременного проведения инвентаризации при большом объеме работ могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые подчиняются председателю инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с графиком проведения инвентаризаций, утвержденным командиром воинской части.

Персональный состав постоянно действующей (рабочей) инвентаризационной комиссии утверждается приказом командира воинской части, который в обязательном порядке доводится под роспись до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов. В состав инвентаризационных комиссий воинских частей могут включаться представители финансово-экономических служб, служб материально-технического обеспечения, а также представители независимых аудиторских организаций.

На время работы инвентаризационных комиссий члены инвентаризационной комиссии освобождаются от исполнения служебных обязанностей по занимаемым ими должностям.

Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. В этом случае командиром воинской части издается приказ о внесении изменений в состав инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационные комиссии в ходе работы:

– проверяют первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, установленную отчетность и служебную переписку;

– требуют от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений;

– проверяют в подразделениях воинских частей (у материально ответственных лиц) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения всех нефинансовых активов.

Инвентаризационные комиссии несут ответственность:

– за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом командира воинской части;

– за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данных о фактическом наличии (остатках) объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, материальных запасов и готовой продукции, драгоценных металлов, расчетов и других активов;

– за правильность указания в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки);

– за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

До наступления установленных сроков проведения инвентаризации командир воинской части издает приказ о проведении инвентаризации, в котором указываются сроки ее проведения и виды инвентаризируемого имущества и обязательств, а также при необходимости уточняется состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который ведется председателем инвентаризационной комиссии.

Перед началом работы председателем инвентаризационной комиссии:

– разрабатывается и представляется на утверждение командиру воинской части план работы инвентаризационной комиссии с указанием мероприятий и ответственных лиц из состава комиссии, сроков начала и окончания работы;

– проводится инструктаж членов инвентаризационной комиссии с доведением до них целей и задач предстоящей инвентаризации, о порядке и сроках работы инвентаризационной комиссии;

– доводятся под роспись до членов инвентаризационной комиссии требования законодательства Российской Федерации об ответственности за сокрытие выявленных нарушений;

– организуется изучение инвентаризационной комиссией законодательства Российской Федерации по вопросам контроля финансово-хозяйственной деятельности, организации и ведения бюджетного учета имущества и обязательств, ознакомление с материалами предыдущих инвентаризаций, ревизий и проверок.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает последние приходные и расходные первичные учетные документы по движению имущества на момент инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные первичные учетные документы, приложенные к реестру сдачи документов, с указанием «до инвентаризации на "..." (дата)».

Финансовый орган, осуществляющий ведение бюджетного учета, обязан закончить обработку всех первичных учетных документов по движению имущества и обязательств, отразить их в регистрах учета и определить остатки на день инвентаризации.

К началу проведения инвентаризации материально ответственные лица дают расписки о сдаче в финансовый орган всех приходных и расходных первичных учетных документов по движению имущества и об отсутствии неоприходованного или списанного в расход имущества.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их взвешивания по массе (весу), обмера объема и другими способами с применением проверенных в установленном порядке средств измерений массы и объема, а также путем замера горючего в баках машин, резервуарах и другой таре, пересчета штучных предметов, измерения материальных ценностей, учитываемых в метрах.

Инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и по местам хранения.

При хранении имущества в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения и после проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение.

Инвентаризация материальных ценностей проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении.

По материальным ценностям, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей определяется на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.

В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается.

Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, если последняя не нарушена и отчетливо видны заводская маркировка и пломбировка, проверяются по данным, указанным в маркировке, с проверкой на выборку 1 – 2 % от каждой партии.

Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При выявлении фактов недостачи материальных ценностей инвентаризации подвергается 100 % имущества, принятого на ответственное хранение материально ответственным лицом.

Результаты инвентаризации замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре отражаются в ведомости замера горючего в баках машин или в ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков, данные которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

При сопоставлении фактических данных о наличии горючего и смазочных материалов с данными бюджетного учета определяют результаты инвентаризации (недостачи, излишки), величины естественной убыли, образовавшейся в межинвентаризационный период. Естественную убыль нефтепродуктов рассчитывают при определении окончательных результатов инвентаризации и только в случае определения недостачи по количеству.

Результаты инвентаризации тарных материальных запасов отражаются в ведомости взвешивания тарных материальных запасов. При проведении инвентаризации большого количества тарных материальных запасов ведомости взвешивания тарных материальных запасов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.

В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные ведомостей взвешивания тарных материальных запасов сличаются, а выверенный итог заносится в инвентаризационную опись (сличительную ведомость).

У материальных ценностей, имеющих заводские номера, осуществляется сверка их номеров с данными бюджетного учета.

При обнаружении материальных ценностей, пришедших в негодность и не списанных с бюджетного учета, комиссия дает предложения об их списании и делает отметку об этом в графе «Примечание» инвентаризационной описи (сличительной ведомости).

Если в ходе инвентаризации обнаруживаются материальные ценности, данные по которым в регистрах учета отсутствуют или не соответствуют действительности, инвентаризационная комиссия указывает в инвентаризационных описях правильные данные или технические характеристики.

При выявлении в ходе инвентаризации неучтенных материальных ценностей, не имеющих стоимостной оценки, до определения их стоимости и отражения на балансовых счетах указанные материальные ценности подлежат учету на забалансовых счетах «Основные средства, не имеющие стоимостной оценки» или «Материальные запасы, не имеющие стоимостной оценки» по условной цене 1 руб. за единицу.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), составляемые не менее чем в двух экземплярах.

Количество экземпляров инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) определяется инвентаризационной комиссией воинской части. При этом, следует учитывать, что один экземпляр инвентаризационной описи (сличительной ведомости) в обязательном порядке передается материально ответственному лицу, а другой экземпляр инвентаризационной описи (сличительной ведомости) направляется в финансово-экономический орган, осуществляющий учет имущества и обязательств.

В случае смены материально ответственного лица отметку о получении имущества делает лицо, принявшее имущество, а о сдаче – лицо, сдавшее его. Описи в этом случае составляются не менее чем в трех экземплярах.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) подписываются всеми членами инвентаризационной (рабочей) комиссии и материально ответственными лицами. В конце инвентаризационной описи (сличительной ведомости) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) имущества на ответственное хранение.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) могут быть заполнены как с использованием средств автоматизации, так и ручным способом.

Наименования инвентаризуемого имущества, его количество указываются в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в бюджетном учете.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

Если инвентаризация имущества не может быть закончена в течение одного дня, то помещение, где оно хранится, при уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано (опломбировано) печатями материально ответственного лица и председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) инвентаризационные описи (сличительные ведомости) должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В случаях когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях), они немедленно сообщают об этом председателю инвентаризационной комиссии до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит в установленном порядке исправления выявленных ошибок.

По окончании инвентаризации командиром воинской части могут назначаться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Проверки проводятся с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до вскрытия соответствующих помещений для хранения имущества, где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный период в воинской части с большой номенклатурой имущества могут проводиться выборочные инвентаризации имущества в местах его хранения (переработки).

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями на основании приказа командира воинской части.

Операции по приему и отпуску материальных ценностей на время проведения инвентаризации приостанавливаются. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения командира воинской части и начальника финансового органа, осуществляющего учет имущества, материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии с занесением в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость) и с отметкой в расходных первичных учетных документах за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

Материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, заносятся в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость) и в акт о результатах инвентаризации не включаются. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) прилагаются к акту о результатах инвентаризации.

Результаты инвентаризации имущества и обязательств воинской части оформляются:

– актом инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них – при инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них во всех местах хранения и непосредственно в производстве;

– инвентаризационной описью остатков на счетах учета денежных средств – при инвентаризации остатков денежных средств на счетах, открытых воинской части в кредитных организациях;

– инвентаризационной описью задолженности по бюджетным ссудам (кредитам) – при инвентаризации задолженности по бюджетным ссудам (кредитам);

– инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов – при инвентаризации бланков строгой отчетности и денежных документов;

– инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов – при инвентаризации объектов нефинансовых активов;

– актом ревизии наличных денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, хранящихся в кассе, – при инвентаризации наличных денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, хранящихся в кассе воинской части;

– инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – при инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

– инвентаризационной описью расчетов по доходам – при инвентаризации воинской частью – администратором расчетов по доходам;

– инвентаризационной описью драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях – при инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах, вооружении, военной и специальной технике и других объектах нефинансовых активов.

Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по окончании инвентаризации и их соответствующего оформления передаются председателем инвентаризационной комиссии в тот же день, а если инвентаризация закончилась после окончания рабочего дня, то на следующий день к началу работы в финансово-экономический орган, где ведется бюджетный учет имущества. Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) передаются в финансово-экономический орган по перечню, подписанному председателем инвентаризационной комиссии.

Финансово-экономический орган заносит в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) данные бюджетного учета и отражает в них результаты инвентаризации, т. е. расхождения между учетными данными и фактическим наличием имущества. По выявленным расхождениям оформляется ведомость расхождений по результатам.

По всем недостачам и излишкам, пересортице, а равно по потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности по дебиторской задолженности, инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации инвентаризационная комиссия определяет причины и характер выявленных отклонений от данных бюджетного учета.

По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии докладывает командиру воинской части предложения:

– по отнесению недостач за счет виновных лиц воинской части либо их списанию за счет федерального бюджета;

– по оприходованию излишков;

– по урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей против данных бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате.

Проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) включает анализ деятельности служб и соблюдения ими законности в расходовании материальных и денежных средств.

Проверка хозяйственной деятельности, проводимая по решению командира воинской части, является формой внутреннего контроля и проводится по отдельным вопросам один раз в год (по состоянию на 1 июля текущего года) инвентаризационной комиссией воинской части.

Проверка хозяйственной деятельности соединения (воинской части) по решению старших командиров (начальников) может быть полной (сплошной) или по отдельным вопросам.

Внеплановые проверки хозяйственной деятельности соединения (воинской части) проводятся по решению командира соединения (воинской части), а также старших командиров.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности осуществленной в ревизуемом периоде финансовой и хозяйственной деятельности, правильности ее отражения в документах бухгалтерского учета и отчетности, а также законности действий командира соединения (воинской части) и помощника командира соединения (воинской части) по финансово-экономической работе и иных лиц, на которых возложена ответственность за ее осуществление.

Ревизия родов войск и служб во всех случаях производится только в полном объеме, как правило, комплексно, т. е. одновременно по всем родам войск и службам соединения (воинской части) и под единым руководством.

Для проведения ревизии определяется срок, который не должен превышать 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения должностного лица, назначившего ревизию, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (инспектора-ревизора).

Для проведения комплексной ревизии создается ревизионная группа. Руководитель ревизионной группы назначается должностным лицом, по плану которого проводится ревизия.

Командир соединения (воинской части) и другие должностные лица соединения (воинской части), хозяйственная деятельность которых ревизуется, должны:

– создавать условия для целенаправленной работы инспектора-ревизора, оказывать ему содействие в проведении ревизии, представлять подлинные служебные документы, а также по его требованию предъявлять необходимые справки и объяснения (в устной или письменной форме) по вопросам, относящимся к ревизии;

– обеспечить доступ инспекторов-ревизоров в хранилища и складские помещения;

– обеспечивать участие в ревизии членов инвентаризационной комиссии с освобождением их на этот период от исполнения служебных обязанностей;

– требовать от подчиненных должностных лиц составления конкретного плана устранения выявленных недостатков, осуществлять постоянный контроль за его выполнением и докладывать вышестоящему командиру в установленные сроки о принятых мерах.

При проведении ревизии проверяются:

1) правильность и своевременность выполнения законодательства Российской Федерации, приказов и директив министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц по вопросам ведения хозяйственной деятельности;

2) планирование, организация и состояние подготовки военнослужащих, подразделений (служб), а также состояние их боевой и мобилизационной готовности;

3) полнота и качество планирования ведения хозяйственной деятельности соединения (воинской части), выполнения мероприятий, предусмотренных планирующими документами в целом за соединение (воинскую часть) или за отдельную службу;

4) обеспеченность соединения (воинской части) материальными средствами, положенными по табелям и нормам;

5) правильность приема материальных средств, законность и целесообразность их приобретения;

6) фактическое наличие и качественное состояние материальных средств;

7) полнота и качество доведения до военнослужащих положенных норм обеспечения;

8) правильность эксплуатации, хранения и ремонта технических средств и специального оборудования;

9) соблюдение законности, целесообразности и эффективности расходования материальных и денежных средств, финансово-хозяйственной и штатной дисциплины, правильность ведения учета и отчетности, контроля ведения хозяйственной деятельности соединения (воинской части) со стороны командиров и должностных лиц, отвечающих за войсковое (корабельное) хозяйство, и инвентаризационной комиссии;

10) организация ветеринарно-санитарного обеспечения соединения (воинской части);

11) состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;

12) эффективность проведения мероприятий по экономии, рациональному расходованию материальных и денежных средств;

13) знание и выполнение должностными лицами соединения (воинской части) должностных обязанностей по ведению хозяйственной деятельности и по контролю за сохранностью материальных средств;

14) состояние средств измерений;

15) выполнение предложений и устранение недостатков по предыдущим инвентаризациям и ревизиям;

16) наличие приходных и расходных документов, правильность их оформления и законность проведенных операций;

17) записи в книгах и карточках учета и сличение их с приказами и подлинными документами, на основании которых произведены записи;

18) своевременность и полнота оприходования материальных средств, правильность составления актов приема и оформления соответствующими документами обнаруженных недостач и порчи, своевременность записи выявленных недостач в книгу учета недостач, получение документов по списанию;

19) расчеты с поставщиками;

20) правильность и своевременность записей приходных и расходных документов по книгам и карточкам учета, а также перечисления имущества в низшие категории и исключения с учета соединения (воинской части);

21) правильность ведения учета материальных средств в подразделениях, мастерских, столовых и на складах;

22) правильность и качество составления отчетности и соблюдение сроков ее представления;

23) законность зачисления на обеспечение и снятия с него военнослужащих;

24) правильность хранения приходных и расходных документов, книг и карточек учета, бланков строгого учета.

Результаты ревизии оформляются актом по обревизованной службе, а при проведении комплексной ревизии – актом по всем обревизованным службам. Акт подписывается руководителем ревизионной группы, инспектором-ревизором, председателем и членами инвентаризационной комиссии, командиром соединения (воинской части), соответствующим заместителем командира соединения (воинской части), помощником командира соединения (воинской части) по финансово-экономической работе, начальниками соответствующих служб.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица соединения (воинской части), хозяйственная деятельность которых ревизуется, делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (инспектору-ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

По результатам ревизии лицо, осуществляющее ревизию, проводит разбор с детальным анализом выявленных недостатков и причин их возникновения. Контроль за выполнением предложений по акту ревизии осуществляет командир соединения (воинской части), а также должностное лицо, назначившее ревизию.

Командиры, на которых возлагается ведение хозяйственной деятельности соединения (воинской части), должны выполнить предложения, изложенные в акте, устранить выявленные недостатки и в установленные сроки представить письменный доклад об этом должностному лицу, назначившему ревизию.

О случаях выявления недостач материальных средств, превышающих нормы естественной убыли или излишков, порчи материальных средств, инспектор-ревизор (председатель инвентаризационной комиссии) немедленно докладывает командиру соединения (воинской части), который должен назначить административное расследование в целях выявления причин нарушений и виновных в этом для принятия решения о возмещении причиненного ущерба.

Результаты инвентаризации и ревизии соединения (воинской части) используются командиром соединения (воинской части) и старшими командирами, а также довольствующими органами для изучения и анализа состояния войскового (корабельного) хозяйства соединения (воинской части) в целом и отдельных служб, обобщения и распространения положительного опыта работы служб и должностных лиц, выявления и устранения недостатков в их хозяйственной деятельности и дальнейшего улучшения состояния войскового (корабельного) хозяйства соединения (воинской части).

Результаты анализа ведения хозяйственной деятельности за каждое полугодие объявляются в приказе командира соединения (воинской части) с указанием конкретных мер по устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы служб и должностных лиц.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте основные задачи и содержание контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части).

2. Охарактеризуйте виды контроля хозяйственной деятельности соединения (воинской части).

3. Раскройте порядок проведения инвентаризации имущества соединения (воинской части).

4. В чем состоит порядок проверки хозяйственной деятельности соединения (воинской части)?

5. Опишите содержание ревизии хозяйственной деятельности воинской части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: