Социология массовых коммуникаций

Социология массовых коммуникаций – это специальная отрасль социологии, изучающая закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию, а также исследующая роль и место коммуникации в обществе, механизм ее воздействия на сознание и поведение как отдельных индивидов, их социальных групп и общностей, так и на общество в целом.

Среди основных функций социологии массовых коммуникаций можно выделить собственно коммуникативную (как средство общения), социальной организации (ее упорядочения), собственно информационную (производство социальной информации), функцию обратной связи, социокультурную, образовательную, познавательную, хранение и распространение социального опыта, социальной защиты, социального контроля, информационного обслуживания, социального взаимодействия, управленческую, прогностическую (конструирования будущего). Важным является изучение потребности в том или ином виде информационного общения, роста запросов на информацию того или иного вида.

Коммуникация (от лат communicatio – сообщение, передача) – социальный процесс, в ходе которого происходит обмен идеями, мыслями, суждениями, той или иной информацией, социальным опытом, навыками взаимодействия. Коммуникация пронизывает все сферы общественной жизни и производства. От характера, содержания и уровня их развития зависит уровень социальной культуры, цивилизации в целом. По объектно-субъектным признакам коммуникации могут быть деловыми, научными, досуговыми, бытовыми, политическими, хозяйственными и т.д., по охвату и масштабам включенности в них людей следует различать интимные, межличностные, групповые и массовые коммуникации.

Массовая коммуникация – это всеобъемлющее и постоянное общение людей с теми или иными источниками информации, удовлетворяющими их интересы и потребности, информационное обслуживание больших масс людей, рассчитанное на ту или иную реакцию. Под массовыми понимают именно социальные коммуникации.

Исследования социологии массовых коммуникаций традиционно разделяются, исходя из структуры процесса массовой коммуникации, на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и восприятия массовой информации или проблем изучения функционирования отдельных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино, реклама) либо всей системы массовой информации в целом. Целью исследования социологии массовых коммуникаций является, с одной стороны, изучение социальной обусловленности их функционирования, с другой – изучение социальных последствий этого функционирования.

Средства массовой информации обслуживают специфическую форму духовного общения, которая характеризуется массовостью, быстротой и регулярностью распространения информации, одновременностью ее потребления, стереотипностью. Важнейшие элементы этой формы общения – источник и содержание массовой информации, а также аудитория.

Толчком к развитию социологии массовых коммуникаций в рамках социологии стало развитие радиовещания в 20-х годах ХХ века, поскольку возникла потребность в знании размеров и состава аудитории радиопередач. Кроме того, актуальной проблемой стало изучение эффективности осуществляемой через радиовещание пропаганды и контрпропаганды. Считается, что начало социологии массовых коммуникаций было положено М. Вебером, который еще в 1910г. обосновал необходимость социологии прессы, очертил круг ее проблем: ориентация прессы на различные группы, вклад ее в формирование человека, социальные требования к журналисту, методы анализа прессы. В трудах социологов В.Парето и особенно К.Мангейма наметилась тенденция к изучению идеологического манипулирования общественным сознанием посредством средств массовой коммуникации. Важную роль в развитии социологии массовых коммуникаций сыграли работы таких исследователей, как П. Лазерфельд, Г. Лассуэл, Р. Мертон, Г. Олпорт и т.д.

ХХ век создал невиданные прежде возможности для передачи и распространения информации. Беспроволочный телеграф, черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи – все это дало человечеству двадцатое столетие, столетие массовой коммуникации. Производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей в последней четверти ХХ века существенным образом расширило возможности коммуникационных связей и повысило значение информации в целом. Сегодня можно говорить о том, что информация становится специфической формой власти и ее ключевым средством.

Для системы средств массовой коммуникации характерны некоторые специфические признаки, а именно: косвенный характер контактов общающихся сторон, своеобразие обратной связи (преимущественно опосредованной), одновременность воздействия на различные группы аудитории, которые рассредоточены в пространстве, высокая степень частоты и регулярности передачи информации, универсальность (с элементами стереотипизации) содержания сообщений, использование разнообразных технических средств, а также специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации.

Главным направлением исследований в области социологии массовых коммуникаций является изучение эффективности массовой информационной деятельности, поиск научно и практически обоснованных путей ее повышения. При этом исследуются как субъект деятельности по производству, распространению массовой информации, так и субъект ее восприятия и потребления, а также органы массовой информации как специализированные социальные институты и сама массовая информация как совокупность знаний, ценностей и норм.

Социология массовых коммуникаций изучает также информированность населения в целом и различных его групп о тех или иных процессах, явлениях, фактах, определяет уровень этой информированности, разрабатывает ее типологии, формирует социальное мышление и социальное поведение, выявляет совпадение или несовпадение характера и содержания информации с различными типами суждений и решений, выявляет каналы дезинформации и т.п.

Основными методами социологического изучения массовой коммуникации являются анкетные опросы населения в целом и аудитории отдельных каналов, опросы коммуникаторов, работников редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов. Широкое применение находит и контент-анализ сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы.

Результаты социологических исследований позволяют регулировать интенсивность функционирования средств массовой коммуникации и массовой информации, формировать их содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: