Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. Статья 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных требований относятся следующие:
● реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств;
● реклама на территории РФ распространяется на русском языке и, по усмотрению рекламодателей, дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ;
● не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
● реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
● использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
● реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим из безопасности;
|
|
● реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
В законе «О рекламе» правовому регулированию посвящено 5 статей.
11 статья рассматривает особенности правового регулирования рекламы в радио- и телепрограммах. Эти рекламные средства считаются наиболее эффективными потому, что они являются массовыми и воздействуют, в основном, на чувства и разум.
● в радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:
-- детские и религиозные передачи;
-- образовательные передачи более чем один раз в течении 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
-- радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей:
-- иные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут;
-- передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, не допускается прерывать более чем 2 раза.
● в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания в течение суток.
● распространение рекламы одного и того же товара или рекламы самого рекламодателя не должно осуществляться более чем 2 раза в течение часа эфирного времени и общей продолжительностью не более чем 2 минуты.
● при использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
● введены ограничения по громкости звука распространяемой рекламы: при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы.
|
|
12 статья закона посвящена особенностям рекламы в периодических печатных изданиях. Эта статья вытекает из статьи 36 закона «О средствах массовой информации» и ограничивает до 40% объем рекламных материалов в одном номере периодического печатного издания, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.
Однако соблюдение предусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданиях из-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о товарах, методах продажи и т.д.
Периодическая печать популярна в силу своей оперативности, доступности, массовости охвата и возможности многократно возвращаться к напечатанному.
13 статья определяет запрет на рекламу во время кино- и видеообслуживания. Как исключение допускается показ материалов рекламного характера в перерывах между сериями кино- и видеофильмов.
14 статья отводится наружной рекламе. Она предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения.
Наружная реклама допускается к распространению при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органами управления автомобильных и железных дорог, органами внутренних дел, государственной автомобильной инспекцией и др. Они определяют порядок размещения средств наружной рекламы.
15 статья регламентирует распространение рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях. Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или лицами, обладающими правами на транспортные средства.
Органы, на которые возложены функции контроля за безопасностью движения, могут ограничивать или запрещать распространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения.
Особенностью распространения рекламы на почтовых отправлениях является то, что оно возможно только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. При этом порядок выдачи разрешений и размер взимаемой платы определяются указанным органом.
16 статья определяет особенность рекламы отдельных видов товаров, реализуемых на потребительском рынке России. Закон «О рекламе» регламентирует рекламу только 4 групп товаров: табак и табачные изделия, алкогольные напитки, медикаменты и оружие). Товары эти выбраны неслучайно, так как они являются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функций государства является забота о здоровье народа и развитии его рациональных потребностей.
Особое место в этой статье отводится рекламе алкогольных и табачных изделий. Реклама этих изделий не должна содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, дискредитировать воздержание от употребления их, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах указанных товаров.
Закон запрещает адресовать рекламу алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним, использовать для рекламы образы физических лиц в возрасте до 35 лет, а также лиц, пользующихся популярностью у молодежи в возрасте до 21 года.
Не допускается распространение рекламы этих изделий в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени, в детских, спортивных, учебных, медицинских и культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
При публикации рекламы табачных и алкогольных изделий в периодической печати не допускается размещение ее на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Реклама этих изделий должна сопровождаться предупреждением о вреде курения.
|
|
Закон запрещает рекламу медикаментов, медицинской техники и медицинских услуг при отсутствии разрешения Министерства здравоохранения на производство или реализацию указанных товаров и услуг, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.