Номиналисты и реалисты в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии прояви­лась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реали­сты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877 гг.) и, главным обра­зом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий.

Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как ре­зультат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реа­лизма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схо­ластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христи­анством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты считали, что общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпириче­ских вещей и явлений.

Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии суще­ствуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 - ок. 1120 гг.), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реа­лизм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: