Правомерно ли взыскание пени в этом случае?

ОТВЕТ: Рассмотрение этой ситуации следует осуществлять исходя из норм ст. 75, 109 и 111 НК РФ.

Ч.3 ст.111 НК РФ предусматривает, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений данных ему налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции является обстоятельством исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. А с учётом ч.2 ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. (ст. 75 НК РФ).

Таким образом, взыскание пени в рассматриваемой ситуации неправомерно.

Задача 3.7. По результатам выездной налоговой проверки ООО, проведенной после реорганизации в форме присоединения ООО к другому юридическому лицу, руководителем налогового органа вынесено решение о взыскании штрафа за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке (ст. 118 НК РФ). Подлежит ли руководитель организации-правопреемника привлечению к административной ответственности за это же нарушение? (ст.15.4 КоАП РФ).

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 57 ГК РФ в случае присоединения, присоединяющее лицо приобретает все имущественные права и обязанности, что оформляется передаточным актом.

За ненадлежащее выполнение обязанностей налогоплательщик несёт ответственность (п.4 ст. 23 НК РФ).

В ходе реорганизации органы ФНС проводят выездную проверку. В соответствии со п.2 ст. 50 ст.89 НК РФ исполнение обязанностей по уплате штрафов, наложенных на юридическое лицо, возлагаются на правопреемника этого юридического лица.

Привлечение организации к ответственности по нормам НК РФ не освобождают её должностных лиц от административной ответственности… (п.4 ст. 108 НК РФ).

В соответствии со ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому ю/л к административной ответственности привлекается присоединившее лицо

Ст. 15.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счёта в банке на должностных лиц возлагается штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом руководитель организации-правопреемника подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение пост.15.4 КоАП РФ.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Ст 50. п.2 «…Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков…»

Задача 3.8. В мае 2009 года органы внутренних дел проводят налоговую проверку на основании решения, принятого руководителем территориального органа МВД. Соответствует ли это действующему законодательству?

ОТВЕТ: ДействияОВД не соответствуют действующему законодательству. В рассматриваемой ситуации налицо превышение полномочий органами внутренних дел.

«Статья 36. Полномочия органов внутренних дел (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ)

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.»

То есть руководитель территориального ОВД должен был направить в территориальные органы ФНС РФ материалы для принятия решения о проведении налоговой проверки.

Правовое регулирование деятельности ОВД в рамках налогового контроля осуществляется ещё рядом актов.

Письмо Министерства финансов РФ от 7 июня 2006 г. № 03-02-07/1-147(Информация департамента налоговой и таможенно-тарифной политики о дополнительный мероприятий налогового контроля).

В соответствии со статьей 101 НК РФ руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

К дополнительным мероприятиям налогового контроля может относиться, в частности, привлечение специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. В качестве специалистов налоговыми органами могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел.

Статьей 36 Кодекса предусмотрено по запросу налоговых органов участие органов внутренних дел в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В соответствии с подпунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.91 №1026-1 «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов.

Пунктом 4 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.91 №1026-1 «О милиции», статьей 6 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел могут получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, исследовать предметы и документы, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, транспортные средства.

Учитывая, что дополнительные мероприятия налогового контроля являются одним из мероприятий, позволяющих принять объективное решение по результатам налоговой проверки, то сотрудники органов внутренних дел имеют право участвовать при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля по запросу налогового органа.

В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, предоставленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В случае отказа налогоплательщика предоставить в добровольном порядке указанные документы налоговый орган в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.03.91 № 943-1 в ред. от 29.06.2004 № 58-ФЗ, «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено, что органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.»

В данном письме также не предусмотрены полномочия ОВД по принятию решения о проведении налоговой проверки.

Задача 3.9. В ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что предприниматель умышленно допустил неуплату налога в размере свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда, в связи, с чем налоговой инспекцией данные материалы были направлены в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Постановлением следователя органа внутренних дел в отношении предпринимателя было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.198 УК РФ. В связи с тем, что предприниматель впервые совершил преступление, способствовал его раскрытию и полностью уплатил сумму заниженного налога на доходы физических лиц, производство по делу было прекращено в соответствии со ст.28 УПК РФ (деятельное раскаяние). Освобождается ли предприниматель от налоговой ответственности за неуплату налога?

ОТВЕТ: Учитывая, что сумма неуплаченного налога подпадает под понятие крупного размера, то действия по возбуждению уголовного дела по ч.1 ст.198 УК РФ, носили правомерный характер.

(10% от 100 тыс. руб. – 10 тыс. руб. или 100 мрот, а в нашей ситуации неуплата налога превышает 200 мрот. «Крупным размером …признается сумма налогов, …более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов …превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая триста тысяч рублей ст.198 УК РФ»)

В тоже время, ст. 75 УК РФ предусматривает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления… способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным».

Таким образом, от уголовной ответственности налогоплательщик освобождается.

Но освобождение от уголовной ответственности не освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, так как имело место событие налогового нарушения (п.1.ст.109 НК РФ) и от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов (п.5. ст. 108 НК РФ).

Вывод: предприниматель будет нести ответственность по ч.3. ст.122 НК РФ.

СПАРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

«Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения…»

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.»

«Статья 28 УК РФ. Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием

1. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи и право возражать против прекращения уголовного преследования.

4. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.»

«Статья 198 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

О применении судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

«Статья 75 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

1. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

2. Лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части НК РФ.

Задача 3.10. За пять месяцев 2009 года задолженность организации по уплате НДФЛ составила 962788 руб. До 31.12.09 налог был уплачен полностью, как и пени за просрочку платежей. Со стороны налоговой инспекции к организации претензий нет, однако против руководителя завода было возбуждено уголовное дело. Правомерны ли действия правоохранительных органов?

ОТВЕТ: Действия правоохранительных органов носят правомерный характер, так как действия руководителя завода подпадают под состав ч.2 ст.199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента). Важным является момент доказательства неисполнения обязанностей налогового агента в личных интересах. Если это будет доказано, то руководитель понесёт уголовную ответственность.

«Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Задача 3.11. В 2010 г. Налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку организации на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС за 2007-2009 гг. НДС уплачивается поквартально.

В ходе проверки выявляется неуплата НДС:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: