Пример:
«В последней четверти XIII века произошло около 15 разорительных походов Орды на Русь. Последствия монгольского нашествия были тяжелыми. Сократилось население страны, из 74 городов Руси 49 были разорены. Гибель многих князей и дружинников привела к снижению числа социально активного элемента населения. Замедлился процесс становления частного землевладения. Произошло массовое перемещение населения на запад и северо-запад. Тяжелый удар был нанесен развитию производительных сил. Многие ремесленники были уничтожены или увезены в Орду. Были утрачены производственные навыки, исчезли целые ремесленные профессии. Пострадали международные политические, культурные и торговые связи Руси. Уничтожены многочисленные памятники культуры».
Тезис:
Последствия монгольского нашествия были тяжелыми.
Аргументы:
1. Сократилось население страны.
2. Из 74 городов Руси 49 были разорены.
3. Произошло снижение числа социально активного элемента населения.
4. Замедлился процесс становления частного землевладения.
|
|
5. Тяжелый удар был нанесен развитию производительных сил.
6. Были уничтожены многочисленные памятники культуры.
7. Пострадали международные политические, культурные и торговые связи Руси.
Тезис обосновывается индуктивно, путем обобщения частных положений делается теоретический вывод. Символическая запись: (А1, А2, А3…Аn) → Т
а) «Стэнтон. …Могу сообщить вам, что я с самого начала подозревал вас в убийстве Мартина
Олуэн. Вы подозревали меня? Почему?
Стэнтон. По трем причинам. Во-первых, я не мог понять, зачем Мартин захотел покончить с собой. Видите ли, я знал, что он не брал денег, и, хотя он находился в крайне затруднительных обстоятельствах, мне он казался не их тех, кто таким путем выходит из положения. Затем, я знал, что вы были у него поздно вечером: как я вам уже говорил, мне сообщили, что вы поехали к нему… Я вам сказал, что у меня была еще третья причина. Я попал в коттедж очень рано на следующее утро… Я приехал, когда там были только доктор и констебль. Я заметил кое-что на полу, что прозевал деревенский полицейский, и поднял с пола, когда он отвернулся. С тех пор храню это в моем бумажнике…
Олуэн. Да, это клочок рубашки, которая была на мне в тот вечер. Он был оторван во время нашей борьбы…»
б) «…Если же политическая власть находится в руках класса, интересы которого с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства… В России буржуазия господствует и экономически, и политически. Интересы ее, особенно во время империалистической войны, самым резким образом расходятся с интересами большинства. Поэтому весь гвоздь вопроса, при материалистической, марксистской, а не формально-логической постановке его, состоит в разоблачении этого расхождения, в борьбе против обмана масс буржуазией»