Оперативный контроль используется тренером в подготовке спортсмена в отдельном тренировочном занятии и направлен на оценку реакций на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом, настрой и поведение спортсменов в сложных условиях соревновательной и тренировочной деятельности.
Основное содержание оперативного контроля определяется:
а) контроль соревновательной деятельности: измерение и оценка показателей на любом соревновании;
б) контроль тренировочной деятельности включает в себя: измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия;
в) контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов, обеспечивается ее измерением и анализом показателей, информативно отражающих динамику состояния спортсменов в момент или сразу после упражнений или занятий;
г) контроль за состоянием внешней среды: осуществляется за климатическими факторами, за качеством спортсооружений, инвентаря, оборудования, объектами судейства, поведение зрителей и т.д.
|
|
Текущий контроль связан с тренировочными и соревновательными микроциклами и направлен на изучение следовых процессов после выполнения нагрузок различной направленности, усвоения или совершенствования технико-тактических навыков.
Его содержание составляет:
а) контроль соревновательной деятельности – измерение и оценка показателей на соревнованиях, завершающий микроцикл тренировки (если она спланирована);
б) контроль тренировочной деятельности – во-первых, построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; во-вторых, суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл;
в) контроль за подготовленностью спортсмена – регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями.
Этапный контроль связан с продолжительными циклами тренировки: периодами, этапами макроцикла и направлен на комплексное определение итогов данного этапа, выраженных в спортивных результатах и показателях тестов, отражающих общий уровень подготовленности спортсмена и ее отдельных сторон.
Содержательную основу этапного контроля составляют:
а) контроль соревновательной деятельности: во-первых, измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; во-вторых, анализ динамики показателей соревновательной деятельности на всех соревнованиях этапа;
б) контроль тренировочной деятельности: во-первых, построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; во-вторых, суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения;
|
|
в) контроль за подготовленностью спортсменов – измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки.
В зависимости от способов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.
Педагогический контроль включает: уровень технической и тактической подготовленности, итоги выступления в соревнованиях, динамику спортивных результатов, структуру и содержание тренировочного процесса и т.д.
Социально-психологический контроль связан с изучением личностных ценностей занимающихся, их психологических состояний в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Медико-биологический контроль дает оценку состояния здоровья, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.
Рассмотрев составляющие элементы комплексного контроля, возможно дать ему такое определение.
Параллельное применение оперативного, текущего и этапного видов контроля в процессе обследования спортсменов в условиях использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей с целью всесторонней и объективной оценки их подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности являетсякомплексным контролем.