Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др.

Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собранием единичного, атомов или душ, подобное собрание единичного – иллюзия. В мире нет ничего реального, кроме целого. Но это у Гегеля отличалось от бытия у Парменида и Спинозы тем, что оно не было простой субстанцией, а было в свою очередь сложной системой (организмом). Пространство и время (как и единичные предметы) не являются реальными, это лишь стороны целого.

Известная формула Гегеля гласит: «Все действительное разумно, все разумное действительно». Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.

Что такое целое, по Гегелю? Философ называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомним, что, например, у Спинозы абсолют имеет свойства материи – протяженности и мышления; у Гегеля же эти свойства абсолюта отрицаются).

Философское учение Гегеля – объективный идеализм, сам он его называл абсолютным идеализмом.

Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которое есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, которое Гегель именует абсолютной идеей.

Система Гегеля включает 3 части: логику, философию природы и философию духа. Логика, по Гегелю, - наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи к самой себе.

Философский метод Гегеля. Он называет свой метод диалектическим. Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Однако эта диалектика была разработана на идеалистической основе.

Диалектика составляет то рациональное зерно в философии Гегеля, которое послужило исходным пунктом разработки философии марксизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: