Философская антропология определяется как "философское учение о человеческом существовании во всей его полноте, об отношении человека к окружающему миру", как раздел философии.
В ХХ веке философская антропология превращается в самостоятельную философскую дисциплину, которая рассматривает весь мир не в его объективированных формах, а сквозь призму человеческого существования, особенностей восприятия, ценностного подхода.
Философская антропология формулирует свой метод познания, исходящий не из общезначимых механизмов познания (методов восхождения от чувственного к рациональному, от абстрактного к конкретному и т.п.), а из мистической духовной традиции, опираясь на интуицию, расширение сознания путем медитативной практики и т.п.
Началом познания становится человек - "Я" в ситуации познания, страсти, смерти. Человек, в соответствии с древними мистическими учениями, является ключом к тайнам универсума, он совмещает в себе всю структуру мира.
Антропоцентризм (признание человека главной проблемой философского познания) всегда был свойствен русской религиозно-философской мысли. Так, Н.А.Бердяев разрабатывал идею о человеке как микро- и макрокосме, как точке пересечения 2-х миров - земного, природного, социального и духовного - запредельного.
В русском космизме вырабатывалась идея о логическом смысле эволюции, о том, что эволюция не являлась слепой, а была одушевлена неким божественным Духовным порывом. С появлением человека эволюция стала целенаправленной, Она ведет к созданию сверхжизни, ноосферы (сферы разума) вокруг Земли.
Философская антропология стремится к получению цельного знания в отличие от науки, которая познает, расчленяя объект исследования (эмпирически или теоретически), а потому получает знание фрагментарное. Опираясь на способность человека к озарению, интуитивному "схватыванию" целого, антропология надеется избежать этого недостатка.
Постарайтесь найти ответы на приведенные вопросы:
1. Что такое философская антропология?
2. В чем специфика античного понимания человека?
3. Что такое космоцентризм?
4. Что такое антропоцентризм?
5. В чем суть трудовой теории происхождения человека?
6. Почему А.Шопенгауэр определяет человека как "больное животное"?
7. Какие основания считать эволюцию направленной, одухотворенной?
8. В чем загадка происхождения человека?
9. Что понимается под социальным и биологическим в человеке?
10. Что такое духовность?
11. Что такое экзистенциальные проблемы?
12. В какой мере деятельность человека свободна?
13. В чем особенность религиозного понимания смысла жизни?
Литература:
Основная
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: «Проспект». 1997.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия. Учебное пособие для юридических вузов. Москва: «Юриспруденция». 2001.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: «ЛОГОС». 1997.
Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. Москва: «Проспект». 2002.
Основы философии. Учебное пособие. Под ред. Е.В.Попова. М.: «ВЛАДОС». 1997.
Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1997.
Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.А. М.: «ВЛАДОС». 1997.
Философия. Учебник. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1988.
Философский энциклопедический словарь. М.: «ИНФРА-М». 1997.
Дополнительная
Великовский С.И. культура как полагание смысла // Одиссей. Человек в истории: Ежегодник. 1989.
Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. М.: Российский гос.гуманит.ун-т. 1998.
Жеребилов Г.Ю. Оправдание человека (хомодицея). Липецк. 1995.
Ильин И.Н. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998.
Кайдаков С.В. Человек: тайны онтологии субъективности: Философия Нового времени через призму современного знания. М.1995.
Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика. 1997.
Контексты современности. Хрестоматия. Казань: Абак. 1998.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., Спб. 1998.
Лобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука. 1999.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М. 1990.
Мамардашвили М. Необходимость себя. М.1996.
Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, Пруст, Кафка. М. 1995.
Трубников Н.Н. Притча о Белом Ките. // «Вопросы философии». 1989, № 1.