Под управлением принято понимать изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели.
В АСУДД объектом управления являются транспортные и пешеходные потоки. Так, что основная задача автоматизации управления дорожным движением заключается в том, чтобы на основании оценки реальных условий формирования транспортных и пешеходных потоков, выработать управленческую информацию в форме сигналов какой либо природы и передать ее участникам движения.
Другим аспектом АСУДД является автоматизация систем управления движением автомобиля - АСУД, как динамической единицы транспортного потока, необходимость, в которой вызвана значительной информацией, воспринимаемой водителем-оператором и отвлекающей его от принятия решения о характере движения транспортного средства
Различают следующие способы управления:
- неавтоматический, при котором изменение состояния объекта производится человеком;
- полуавтоматический, когда в контуре управления участвует человек;
|
|
- автоматический, при котором человек исключается из контура управления.
Длительный период времени в различных системах автомобиля преимущественно применялось неавтоматическое управление, автоматические и полуавтоматические способы использовались обычно лишь для выполнения второстепенных задач. Основные функции по управлению движением автомобилем и режимами работы двигателя осуществлялись водителем. Однако, по мере усложнения задач, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных и пешеходных потоков, возросшими требованиями к конструкции автомобилей и развитием электроники, появилась необходимость в разработке и использовании полуавтоматических и автоматических систем управления.
В полуавтоматических системах, часто также называемых автоматизированными, человек на основе информации, поступающей от датчиков, воздействует с помощью того или иного устройства (автомата) на управляемый объект (автомобиль). В таких системах привлечение человека к процессу управления, как правило, вызывается либо желанием упростить - удешевить систему, либо отсутствием соответствующих автоматических устройств.
В автоматических системах, человек либо вообще не принимает участие в управлении, либо его роль сводится к контролю над поведением автоматов, корректированию программ и устранению неисправностей.
В автомобиле широко используются автоматический контроль, защита и включение конструктивных элементов, используемых в управляющих системах.
Системы автоматического контроля вырабатывают информацию о состоянии агрегатов, систем автомобиля и выявляют в ней необходимые сведения для водителя. Автоматический контроль состоит из двух этапов: измерения контролируемой величины и сигнализация об обнаружении в измеренной величине отклонений от заданных значений. Примером такой системы может быть устройство сигнализации об отклонении температуры охлаждающей жидкости двигателя от заданных параметров.
|
|
Автоматическая защита обеспечивает выполнение определенных операций (отключение тех или иных устройств, питающего напряжения, включение дополнительного источника питания и т. п.), предохраняющих систему от отказа, при отклонении определенных параметров от установленных норм или неисправности отдельных элементов. Примером автоматической защиты является тепловое или электромагнитное реле, отключающее определенную цепь при превышении в ней установленной величины тока.
Автоматическое централизованное включение используется в автомобиле для дистанционного пуска и переключения. К системам автоматического включения можно отнести систему пуска двигателя.
В современных конструкциях автомобилей все более широко применяется автоматическое регулирование (управление) работой агрегатов и систем автомобиля, состояние и параметры которых непрерывно изменяются во времени. Такие системы автоматического управления могут быть классифицированы на:
- стабилизирующие - поддерживающие значение заданного параметра в определенных пределах;
- программные, в конструкции, которых предусмотрена возможность изменения параметров во времени, по заранее заданным программам;
- следящие - обеспечивающие изменение параметров в соответствии с изменением состояния того или иного датчика.
Разрабатываются и более сложные самоуправляемые (часто называемые адаптивными, саморегулируемыми, самонастраивающимися) системы, в которых управление осуществляется по программе, автоматически корректируемой в процессе управления, в зависимости от изменения условий работы автомобиля. В подобных системах при управлении могут использоваться различные принципы.
Автоматические системы управления автомобилем могут быть классифицированы по назначению, принципу действия, расположению и т.п. признакам.