Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка.
Другие виды деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная, конструирование, элементы трудовой и учебной деятельности. Восприятие сказки как вид деятельности дошкольника.
Развитие личности дошкольника. Потребности и мотивы поведения дошкольников. Становление иерархии мотивов. Формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности эмоциональной сферы.
Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности Я-образа и самооценки дошкольника.
Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление дошкольника. Особенности дооперационального мышления (Ж. Пиаже). Эксперименты и феномены Ж. Пиаже. Представления ребенка о мире: анимизм, реализм, артифициализм. Развитие фантазии и воображения.
|
|
Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Эгоцентрическая речь (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
Особенности общения дошкольника с родителями и другими взрослыми. Дошкольник в группе сверстников.
Кризис семи лет: его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению и ее виды.
Семинарское занятие: Развитие личности дошкольника.
Примерные темы рефератов:
1. Специфика познавательной сферы дошкольника.
2. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
3. Особенности общения дошкольника.
4. Проблема психологической готовности к школьному обучению и ее виды.
Самостоятельная работа. Особенности дооперационального мышления (Ж. Пиаже). Эксперименты и феномены Ж. Пиаже. Представления ребенка о мире: анимизм, реализм, артифициализм. Развитие фантазии и воображения. Кризис семи лет: его сущность и особенности.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44].