Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения

О соотношение понятий: обучение - развитие - воспитание - социализация - адаптация. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: недостаточная активность учащихся, объяснительно-иллюстративный характер обучения, перегрузка произвольной памяти и недогрузка мышления и творчества учащихся, низкая управляемость процесса и результата, ориентировка на "среднего" ученика и проблема "одаренных" детей, психологические последствия социальной нестабильности в России, проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, личностно ориентированная педагогика и гуманистическая психология, психолого-педагогические вопросы изменения сроков и времени обучения в школе, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной Российской школе.

Семинарское занятие: Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Примерные темы рефератов:

1. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

2. Проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности

3. Проблемы воспитания в современной Российской школе

Самостоятельная работа. Психологическая готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной Российской школе.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44].

Тема 38. Концепции психологии обучения

Психологическая сущность программированного обучения. Сущность и основные системы программированного обучения в зависимости от характера шагов программы, от способа ввода ответа, от степени адаптации к индивидуальным особенностям обучаемых.

Общие признаки и организация программированного обучения. Необходимость теоретической обоснованности модели программирования, учения, личности обучаемого.

Возможности реализации идеологии программированного обучения в современной школе.

Основные психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Преимущества и недостатки компьютеризации образования.

Психологическая сущность и организация проблемного обучения. Понятие о проблемной ситуации, ее психологической структуре и организации. Основные этапы протекания проблемного обучения. Способы создания и использования проблемных ситуаций в процессе обучения.

Сущность развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. Необходимость интенсификации развития школьников и основные принципы такого развития. Основные особенности этой системы и возможности ее реализации в массовом образовании.

Гипотеза П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Основные теоретические положения гипотезы и методологическая сущность построенного на ней обучения. Состав всякого действия и возможные типы его ориентировочной основы. Параметры, характеризующие действие. Этапы формирования умственных действий. Возможности и ограничения реализации данной концепции в широкой образовательной практике.

Концепция В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении. Сущность и различия рассудочно-эмпирического и научно-теоретического мышления, формируемых в обучении. Общие принципы построения учебных предметов. Традиционные и актуальные проблемы развивающего обучения. Перспективы и ограничения реализации данной технологии в массовом школьном обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: