Тема 5. Финансовая политика государства

В любом государстве различают несколько видов проводимых политик: энергетическую, экологическую, молодежную, финансовую и др. Одной из важнейших политик государства является финансовая политика, под которойпонимается целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. В отличие от финансов, которые являются элементом базиса и независимы от сознания, финансовая политика является формой сознательной деятельности людей и относится к надстройке. Наиболее полно содержание финансовой политики выражается через следующие звенья:

1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

2) определение основных направлений использования финансов;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основными задачами, решаемыми в процессе проведения финансовой политики, являются следующие:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;

· создание эффективной системы оперативного управления финансами;

· уменьшение дефицита государственного бюджета и др.

В Республике Беларусь на современном этапе финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, привлечение иностранных инвестиций и др.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется следующим образом:

· финансовая стратегия,представляющая собой долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач;

· финансовая тактика,направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным управлением финансами.

Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая.

Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х гг. ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая
политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, также ограничила обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные с точки зрения взимания прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).

Планово-директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Главной целью этой финансовой политики является достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялось в соответствии
с основными направлениями государственного плана. Характерным для указанной политики было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путем изъятия чистого дохода при помощи налога
с оборота и последующих отчислений из прибыли. Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы. В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового
регулирования становится подоходный налог. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне- и долгосрочные займы. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

При выработке финансовой политики учитываются следующие факторы: политическое и экономическое устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития и др. При этом финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Она меняется в зависимости от этапа развития общества.

В составе финансовой политики выделяют следующие самостоятельные составные части:

· налоговая политика,главное назначение которой состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

· бюджетно-финансовая политика,связанная с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению (т. е. использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия);

· денежно-кредитная (монетарная) политика,под которой понимается совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения общеэкономических задач. К действиям, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу, относятся следующие: печатание новых денег (сейчас это практикуется редко); прямой контроль над массой денег в денежном секторе; операции на открытом рынке.

Тема 6. Организация контроля за эффективностью
использования финансовых ресурсов

6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь:
содержание, виды, методы, формы и органы

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций уполномоченных органов по проверке соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, осуществляемых с целью выявления положительных и отрицательных сторон, устранения недостатков, возмещения ущерба и предупреждения аналогичных нарушений в будущем. Таким образом, на практике финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Основными задачами финансового контроля являются следующие:

· обеспечение соблюдения действующего законодательства в сфере финансов;

· выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

· выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования и др.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают различные финансовые органы, которые в законодательном порядке наделены контрольными функциями (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и т. д.). Так, классификация финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, приведена на рисунке 2.

 
 


Рисунок 2 – Классификация финансового контроля
в зависимости от субъектов

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Его осуществляют органы государственной власти и управления Республики Беларусь (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др.).

Высшим органом государственного контроля в нашей стране является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в обя-
занности которого входит контроль за исполнением республиканского бюджета; расходованием средств республиканского и местных бюджетов; сохранностью и использованием государственного имущества и др. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права: они вправе входить на территорию и в помещение государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью проверки наличия и порядка хранения денежных средств и иных ценностей; могут опечатывать кассы, склады, архивы и т. п.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными функциями данного органа контроля являются:

· контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также средств государственных целевых бюджетных
и внебюджетных фондов;

· разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной работе;

· контроль за соблюдением финансовых интересов государства
в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство и др.

Министерство финансов Республики Беларусь имеет право требовать и получать от органов государственного управления и организаций информацию по формированию и использованию бюджетных средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством и т. д.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются следующие:

· контроль за соблюдением налогового законодательства;

· обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

· разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его органы имеют право проводить в установленном законодательством порядке налоговые проверки; получать от субъектов хозяйствования
и граждан необходимые для проведения проверок сведения; в случаях нарушения законодательства налагать арест на денежные средства
и иное имущество налогоплательщиков; взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь, регулирует денежное обращение и кредитные отношения в стране, определяет порядок расчетов, а также обладает исключительным правом эмиссии денег. Основными его задачами являются следующие:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

С учетом вышеперечисленных задач Национальный банк Республики Беларуси наделен широкими правами, в частности: правом эмиссии денег; правом контролировать соблюдение банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства; правом осуществления валютного регулирования и др.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им организациях. Для проведения такого контроля в составе министерств и ведомств создаются специальные контрольно-ревизионные отделы (управления).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами организаций – финансовыми отделами, бухгалтериями.

Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица или группы лиц в профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях.

По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется следующим образом:

· предварительный,предшествующий совершению финансовых операций. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов и т. п.;

· текущий,осуществляемый во время совершения финансово-хозяйственных операций, исполнения бюджетов и финансовых планов;

· последующий,производимый после совершения финансово-хозяйственных операций.

Выделяют следующие основные методы проведения финансового контроля:

· наблюдение,под которым понимается общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

· проверка, являющаяся единичным контрольным действием или исследованием состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Она проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых
и расходных документов. Проверка может быть счетной (изучение достоверности бухгалтерских, налоговых и других финансовых отчетов) и тематической (изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности, например, правильности начисления заработной платы);

· обследование, при котором в отличие от проверки рассматривается не один, а несколько вопросов;

· экономический анализ, который основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности;

· ревизия, являющаяся наиболее распространенным методом финансового контроля. Она представляет собой детальное изучение всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности организации. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по множеству различных признаков. Так в зависимости от порядка назначения ревизии бывают плановые (проходят по заранее составленному плану) и внеплановые (проводятся по мере необходимости, например, после пожара). По полноте охвата хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта выделяют комплексные (изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности), тематические (проверяются отдельные участки финансово-хозяй-
ственной деятельности) ревизии. В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций выделяют ревизии сплошные (предполагают проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансово-хозяйственных операций за ревизуемый период), выборочные (предполагают проверку не всех документов,
а по определенной выборочной схеме, которая зависит от квалификации и опыта ревизора), комбинированные (одни участки деятель-
ности организации проверяются выборочно, а другие – сплошным методом). По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, выделяют документальные (предполагают проверку подлинных первичных бухгалтерских и иных документов) и фактические (предполагают проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре) ревизии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: