При подготовке данной темы следует особое внимание обратить на оптимальное понимание сути философии. Нет единого определения философии. В одном из последних учебников по философии приводится следующее определение: «...философия - это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты» (Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М,: Гардарика, 2006, С. 5). Данное определение перекликается с гегелевским: «Философия - это эпоха, схваченная в мыслях». Однако можно встретить и такую трактовку этого понятия: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» (Цит. по Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, С. 330). Это определение принадлежит немецкому романтику Новалису, поэту, а не титулованному философу
Если суммировать многообразие воззрений на философию, то основная полемика разворачивается вокруг, следующего вопроса: «Философия - это наука или нечто отличное от науки?» По форме своего построения, по способу обоснования своих положений, по логике доказательства выводов философия отвечает всем стандартам научного знания. Но философские рассуждения наполнены ценностными определениями, затрагивающими проблему смысла человеческого существования, счастья, надежды, веры, любви. Если наука старается избавиться от всевозможных ценностных представлений, уповая на беспристрастную объективность, то философия изначально питает пристрастие к человеку, рассматривает через призму человеческих интересов Универсум. Получается, что философия - не наука, она - больше, чем наука. Философия стремится постичь суть человеческого бытия путем бесконечного вопрошания человеком мира, путем придания миру человеческой теплоты, превращения мира в свой дом В этом смысле можно согласиться с Новалисом, что философия - это ностальгия повсюду быть дома. Аксиологическая (ценностная) тональность философии позволяет ей стать мировоззрение, ибо масштабом обобщенных воззрений на мир является сам человек, а сама природа ценностного освоения бытия предполагает тесное единение структуры научного познание с внерациональными формами постижения мира, такими как вера, надежда, любовь во всем богатстве их проявления, начиная с обыденных представлений и кончая идеальными построениями. Такое понимание философии ведет к многовариантности основного вопроса философии.Это может быть отношение бытия и сознания. (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? (И. Кант) С равным успехом он может звучать и так: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит - значит ответить на основной вопрос философии» (А. Камю).
Как и любая дисциплина, философия имеет свой предмет. Ее предметом является всеобщее в системе «мир - человек». Так как в истории философии акценты на члены этого отношения делались различные, то этим объясняется изменение предмета философии в ходе исторического развития. Философия конкретизирует свою сущность с помощью функций. Так как в учебной литературе этот вопрос изложен достаточно подробно, то студенту под силу самостоятельно освоить этот материал.