Личность в системе социальных отношений. Социализация личности

План:

1. Личность как объект изучения социологии.

2. Основные факторы развития личности и ее структура.

3. Социальные статусы и социальные роли личности.

4. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Проблемные задания:

1. Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне?

2. Как соотносятся процессы социализации и воспитания личности?

3. Любой ли человек – личность?

4. В чем заключены существенные отличия между заурядной и выдающейся личностью?

5. Высказываются мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Каково ваше мнение?

6. Возможна ли жизнедеятельность человека вне социальных ролей?

7. Объясните поговорку: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».

8. Социальная роль украшает человека или человек украшает социальную роль?

9. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный вами опыт и назовите типичные конфликты разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?

10. В романе «Собачье сердце» М.Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический – через операцию на мозге, а затем социальный, назван очеловечиванием. А мы назвали бы его социализацией. В чем состояла эта социализация? Почему первая – медицинская – оказалась успешной, а вторая – социальная – завершилась полным провалом? А может быть, и не провалом? Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях, паспорте, прописке и о многом другом. О чем именно? Выпишите по пунктам. У кого больше получится.

11. Правда ли, что:

- никто не силах изменить пол, расу и национальность?

- мужчина – прирожденный статус?

- русский – приписываемый статус?

- биологическая национальность может быть вытеснена социально
приобретенной?

- возраст не является прирожденным статусом?

- король – достигаемый статус?

12. Ниже приведены варианты статусных наборов. В каждом случае вам надо
решить, могут ли они принадлежать одному человеку. Дайте свое разъяснение:

а. директор коммерческого банка, научный сотрудник, милиционер, рабочий на промышленном предприятии.

б. председатель профкома, мужчина, милиционер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский.

Задания для самостоятельной работы:

Разберитесь со своим статусным набором:

- какие статусы являются в нем предписанными, а какие достигаемыми;

- назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые;

- опишите полный набор статусов у себя и родителей. Какой список получился длиннее? Почему?

Человек – понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие, подчёркивающее наличие в мире особой общности – человечество. Биологическая эволюция человека длилась 2,5 млн. лет и прекратилась 40 тыс. лет назад.

Признаки, отличающие человека от животных:

1.прямохождение;

2.наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания;

3.более продолжительное детство;

4.овладение орудиями труда и огнём;

5.более крупный и сложный мозг.

Индивид – единичный представитель рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

Личность – итог развития индивида.

Факторы формирования личности:

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение (климат, географические особенности);

3. культурные особенности данного общества;

4. групповой опыт;

5. индивидуальный опыт.

Социальный   Направленность   Характер   Интеллект
опыт   личности    

Социальная   Психологическая

Подструктуры личности

Биологическая   Духовная

Темперамент Способности   Образованность Нравственность Культура

3

Социальный статус – положение человека в системе общественных отношений.

Типы социальных статусов:

1. предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй (пол, национальность, раса, социальное происхождение);

2. личный статус – положение индивида в малой группе (первичной) в зависимости от того, как он в ней оценивается членами этой группы – родителями, родными, знакомыми (сын, дочь, лидер компании, отец, мать)4

3. достигаемый – приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека (президент, банкир, студент, профессор, муж, жена).

Социальный статус – определённая позиция (ранг) в социальной структуре группы или общества с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Человек может иметь несколько статусов.

Г лавный (интегральный) статус определяет положение человека в обществе. Часто этот статус обусловлен должностью (директор, профессор). Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Иногда вид статуса определить трудно (смешанный статус, обладающий чертами приписываемого и достигаемого) (статус безработного).
Неосновные статусы: пешеход, пациент, зритель, свидетель…

Ранг - место в иерархии статусов.

Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах:

- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий;

- когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса, т.е. поведенческая характеристика статуса.

Социальная роль уже статуса, т. к. социальный статус характеризуется набором ролей.

Каждая роль требует особой манеры поведения.

Максимальное слияние с ролью называется идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.

Многообразие социальных ролей может порождать конфликты.

Типы ролевых конфликтов:

1. личностно-ролевой – вызван различиями в трактовке социальной роли
личностью и обществом. Личность не принимает стандарты поведения,
придерживаемые обществом;

2. межролевой – вызван тем, что человек сталкивается с необходимостью
удовлетворить требования двух и более ролей;

3. мнутриролевой – различные субъекты предъявляют противоположные
требования к выполнению личностью одной и той же роли.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Элементы социализации (по З.Фрейду):

1.«Id» (Оно) – источник энергии, стимулируемый стремлением к
удовольствию.

2.«Ego» («Я») – элемент, осуществляющий контроль личности на основе
принципа реальности. Окультуривание бессознательных инстинктов.

3.«Suрег еgо» («сверх - Я») - моральные устои общества, которые выполняют роль внутреннего цензора.

Психологические механизмы социализации (по З.Фрейду):

1. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Восприятие ценностей, норм как своих собственных.

3. Чувство стыда и вины – негативные механизмы, запрещающие некоторые образцы поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: