План:
1. Личность как объект изучения социологии.
2. Основные факторы развития личности и ее структура.
3. Социальные статусы и социальные роли личности.
4. Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Проблемные задания:
1. Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне?
2. Как соотносятся процессы социализации и воспитания личности?
3. Любой ли человек – личность?
4. В чем заключены существенные отличия между заурядной и выдающейся личностью?
5. Высказываются мнения о личности «серого» студента. Одни говорят, что это лодырь, тупица. Другие – человек, который многого не знает. А третьи считают, что это тот, кто не хочет учиться сам, мешает другим и еще хвастается своим невежеством. Каково ваше мнение?
6. Возможна ли жизнедеятельность человека вне социальных ролей?
7. Объясните поговорку: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
8. Социальная роль украшает человека или человек украшает социальную роль?
|
|
9. Каждый взрослый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный вами опыт и назовите типичные конфликты разного рода. Какие способы разрешения этих конфликтов оказываются наиболее успешными?
10. В романе «Собачье сердце» М.Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический – через операцию на мозге, а затем социальный, назван очеловечиванием. А мы назвали бы его социализацией. В чем состояла эта социализация? Почему первая – медицинская – оказалась успешной, а вторая – социальная – завершилась полным провалом? А может быть, и не провалом? Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека, кровнородственных отношениях, паспорте, прописке и о многом другом. О чем именно? Выпишите по пунктам. У кого больше получится.
11. Правда ли, что:
- никто не силах изменить пол, расу и национальность?
- мужчина – прирожденный статус?
- русский – приписываемый статус?
- биологическая национальность может быть вытеснена социально
приобретенной?
- возраст не является прирожденным статусом?
- король – достигаемый статус?
12. Ниже приведены варианты статусных наборов. В каждом случае вам надо
решить, могут ли они принадлежать одному человеку. Дайте свое разъяснение:
а. директор коммерческого банка, научный сотрудник, милиционер, рабочий на промышленном предприятии.
б. председатель профкома, мужчина, милиционер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский.
Задания для самостоятельной работы:
|
|
Разберитесь со своим статусным набором:
- какие статусы являются в нем предписанными, а какие достигаемыми;
- назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые;
- опишите полный набор статусов у себя и родителей. Какой список получился длиннее? Почему?
Человек – понятие, которое употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие, подчёркивающее наличие в мире особой общности – человечество. Биологическая эволюция человека длилась 2,5 млн. лет и прекратилась 40 тыс. лет назад. |
Признаки, отличающие человека от животных:
1.прямохождение;
2.наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания;
3.более продолжительное детство;
4.овладение орудиями труда и огнём;
5.более крупный и сложный мозг.
Индивид – единичный представитель рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. |
Личность – итог развития индивида.
Факторы формирования личности:
1. биологическая наследственность;
2. физическое окружение (климат, географические особенности);
3. культурные особенности данного общества;
4. групповой опыт;
5. индивидуальный опыт.
Социальный | Направленность | Характер | Интеллект | |||
опыт | личности |
Социальная | Психологическая |
Подструктуры личности |
Биологическая | Духовная |
Темперамент | Способности | Образованность | Нравственность | Культура |
3
Социальный статус – положение человека в системе общественных отношений.
Типы социальных статусов:
1. предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности, обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй (пол, национальность, раса, социальное происхождение);
2. личный статус – положение индивида в малой группе (первичной) в зависимости от того, как он в ней оценивается членами этой группы – родителями, родными, знакомыми (сын, дочь, лидер компании, отец, мать)4
3. достигаемый – приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека (президент, банкир, студент, профессор, муж, жена).
Социальный статус – определённая позиция (ранг) в социальной структуре группы или общества с другими позициями через систему прав и обязанностей. |
Человек может иметь несколько статусов.
Г лавный (интегральный) статус определяет положение человека в обществе. Часто этот статус обусловлен должностью (директор, профессор). Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Иногда вид статуса определить трудно (смешанный статус, обладающий чертами приписываемого и достигаемого) (статус безработного).
Неосновные статусы: пешеход, пациент, зритель, свидетель…
Ранг - место в иерархии статусов.
Несовпадение статусов возникает при двух обстоятельствах:
- когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй – низкий;
- когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.
Социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса, т.е. поведенческая характеристика статуса. |
Социальная роль уже статуса, т. к. социальный статус характеризуется набором ролей.
Каждая роль требует особой манеры поведения.
Максимальное слияние с ролью называется идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли.
Многообразие социальных ролей может порождать конфликты.
|
|
Типы ролевых конфликтов:
1. личностно-ролевой – вызван различиями в трактовке социальной роли
личностью и обществом. Личность не принимает стандарты поведения,
придерживаемые обществом;
2. межролевой – вызван тем, что человек сталкивается с необходимостью
удовлетворить требования двух и более ролей;
3. мнутриролевой – различные субъекты предъявляют противоположные
требования к выполнению личностью одной и той же роли.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм, ценностей его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. |
Элементы социализации (по З.Фрейду):
1.«Id» (Оно) – источник энергии, стимулируемый стремлением к
удовольствию.
2.«Ego» («Я») – элемент, осуществляющий контроль личности на основе
принципа реальности. Окультуривание бессознательных инстинктов.
3.«Suрег еgо» («сверх - Я») - моральные устои общества, которые выполняют роль внутреннего цензора.
Психологические механизмы социализации (по З.Фрейду):
1. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.
2. Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Восприятие ценностей, норм как своих собственных.
3. Чувство стыда и вины – негативные механизмы, запрещающие некоторые образцы поведения.