Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии

Налоговая система не всегда эффективна. Она может не способствовать развитию хозяйствующих субъектов. В таких случаях последние вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Работу в данном направлении принято называть налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация – уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Необходимо отметить, что налоговая оптимизация охватывает способы только легального снижения налогового бремени. Кроме того, в отношении налогового бремени необходимо говорить именно об оптимизации, а не о минимизации(минимизации налоговых обязательств), поскольку последняя может привести к дополнительным расходам (штрафам, пеням).

При налоговой оптимизации налогоплательщик применяет разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, фактически не нарушает законодательство. Поэтому такие действия плательщика не образуют состав налогового преступления или правонарушения, а значит, не влекут неблагоприятных последствий для него.

Выполнение принципов налоговой оптимизации позволяет повысить ее эффективность. Известны следующие принципы налоговой оптимизации:

1) разумности, который означает, что «все хорошо, что в меру» (использование грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство таких действий не прощает; на практике схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей);

2) национальногозаконодательства, который предполагает недопустимость при построении метода налоговой оптимизации ориентации на зарубежный опыт в данной сфере;

3) комплексного расчета экономии и потерь, согласно которому при создании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;

4) политичности, который означает, что при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо принимать во внимание ряд «политических» аспектов:

– состояние бюджета территории;

– роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. п.;

5) документальногозакрепления(практика показывает, что небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, может привести к применению более обременительного для предприятия механизма налогообложения);

6) неповторимости: в процессе налогового планирования, при планировании метода налоговой оптимизации, ключевой момент которого – несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций; существенно повышает риск усиленного налогового контроля неоднократное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

7) конфиденциальности: при применении методов налоговой оптимизации необходимо соблюдать требования конфиденциальности.

СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В условиях неэффективной системы налогообложения хозяйствующие субъекты вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Система налогообложения становится неэффективной, если перестает выполнять все свои функции. Если налоговая система начинает выполнять только фискальную функцию (без стимулирующей), эффективность деятельности хозяйствующих субъектов напрямую падает. В таких случаях хозяйствующие субъекты должны вести целенаправленную налоговую политику.

Цель налоговой политики предприятия – снижение налогового бремени. В связи с этим одним из путей снижения налогового бремени является налоговое планирование. Налоговое планирование на предприятии может рассматриваться с методической и организационной точек зрения. Это позволяет выявить специфику и предназначение налогового планирования на предприятии.

С организационной точки зрения процесс налогового планирования можно описать следующим образом. В процессе налогового планирования участвуют представители различных управленческих служб предприятия.

Менеджер по продажам предоставляет информацию по фактическим условиям сделки и по результатам, которые планируется получить после ее завершения. В свою очередь, юрист проводит правовой анализ процедуры сделки с точки зрения защищенности и готовит необходимые документы для ее исполнения с учетом «узких мест». Он также помогает бухгалтеру заранее обосновать формулировку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов. Далее бухгалтер приводит расчеты различных вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете с учетом норм действующего законодательства и правил бухгалтерского и финансового учета. Также он формулирует возможные варианты, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентами.

С методической точки зрения процесс налогового планирования включает следующие этапы: 1)решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения (регистрации) самой организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений и т. п.;

2) выбор правовой формы организации и ее структуры с учетом характера и целей ее деятельности;

3) правильное и полное использование возможностей налогового законодательства и налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств;

4) решение вопросов о наиболее рациональном с налоговой точки зрения использовании оборотных средств, размещении прибылей и других накоплений, выборе форм и методов их расходования.

В теории налогового менеджмента реализуют процесс налогового планирования, который реализуется при создании нового предприятия, и процесс налогового планирования, который реализуется в рамках функционирующего предприятия. На практике, когда предприятие уже функционирует, вопрос об изменении места нахождения предприятия и изменении организационно-правовой формы, как правило, не ставится. На функционирующих предприятиях налоговое планирование организуется в следующей последовательности:

1) формирование налогового поля;

2) образование системы договорных отношений;

3) подбор типичных хозяйственных операций и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: