Чтобы добиваться успеха в качестве менеджера по продажам, сотруднику требуется обширный набор навыков и умений, в число которых включаются:
• развитие тесных отношений с потребителями и глубокое понимание бизнеса заказчиков;
• партнерское взаимодействие с торговыми представителями для достижения целей по показателям продаж, рентабельности и степени удовлетворения потребителей;
• координирование работы сотрудников, занятых в телемаркетинге и на местах;
• отслеживание последних технологий, влияющих на функцию продаж;
• изучение маркетинговых навыков и умений, позволяющих идентифицировать потенциальные возможности бизнеса и рекомендовать соответствующие стратегии;
• работа с функциональными участками с целью достижения общих корпоративных целей через удовлетворение потребителей;
• постоянное отыскание способов, позволяющих превысить ожидания потребителей и создать дополнительную ценность с точки зрения отношений между покупателем и торговым представителем;
|
|
• формирование гибкой, обучающей и адаптирующей среды для команды, занимающейся продажами;
• развитие педагогических, аналитических, мотивирующих, организационных, коммуникационных и связанных с планированием навыков и умений.
Задача менеджера по продажам становится все более и более сложной, поскольку постоянно происходят изменения в окружающей среде, однако, как создается впечатление, во многих компаниях соответствующей подготовкой этих менеджеров пренебрегают. Информация о глубине этой подготовки основывается на выполненных в США исследованиях, которые показывают, что не только большая часть менеджеров по продажам не получает соответствующей подготовки, но и то, что большинство из них вообще не проходят никакой формализованной подготовки.
В ходе недавно проведенного в США исследования выяснилось, что 57% менеджеров по продажам сообщили, что их компании не обеспечили для них никакой подготовки. Одной из причин, как они полагают, является то, что компании руководствуются тем, что недавно назначенные торговые представители высшего уровня должны передать свои навыки и умения в продажах другим торговым представителям, а сами плавно перейти с должности торгового представителя, добившегося успехов, в положение столь же успешного менеджера по продажам. Однако этот аргумент не учитывает большой разницы между характером работ торгового представителя и менеджера по продажам. В то время как представители добиваются своих целей главным образом в результате собственных усилий, менеджер – в основном через усилия подчиненных торговых представителей. Торговым представителям требуются навыки и умения самостоятельной организации продаж и ведения переговоров, менеджеру по продажам необходим гораздо более широкий диапазон управленческих, административных и лидерских навыков и умений. Поэтому совсем не удивительно, что лучшие торговые представители далеко не всегда становятся лучшими менеджерами.
|
|
Для тех сотрудников, кто прошел через систему подготовки, более характерным вариантом является подготовка на рабочем месте под руководством наставника или опытного коллеги, дополненная оплаченными компанией курсами или семинарами в колледже или университете. Большая часть подготовки включает традиционные методы, такие, как групповые обсуждения, ролевые игры, изучение кейсов и мотивирующие выступления
Темами, которые чаще всего рассматриваются на таких курсах, являются мотивация, установление целей для торговых представителей, навыки и умения лидера, оценивание подготовки, управление территориями и управление временем. И очень мало внимания уделяется анализу рентабельности (по категориям продуктов, сегментам рынка, торговым представителям, территориям или типам потребителей), что свидетельствует о том, что менеджеры по продажам не получают соответствующей финансовой подготовки, которая необходима в их работе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие возникают проблемы в области продаж?
2. Какие навыки и умения требуются менеджеру, чтобы добиться успеха?
3. В чем заключаются особенности метода «Ролевая игра»?
Тестовые задания.
К методам обучения торговых представителей относится:
1.Все ответы верны;
2.Фильмы;
3.Лекции;
4.Изученик кейсов;
Программа подготовки менеджеров включает несколько компонентов, к ним относится:
1.Все ответы верны;
2.Компания: цели, политика и организационная структура;
3.Продукция компании;
4.Конкуренты и их продукция;
Один из классических этапов в изучении навыков и умений – это:
1.Все ответы верны;
2.Неосознанная необходимость;
3.Осознанная необходимость;
4.Осознанная способность;
Обучаемый знает о навыках и умениях, но сам не может осуществить их на практике – это:
1.Осознанная необходимость;
2.Осознанная способность;
3. Неосознанная необходимость;
4. Неосознанная способность;
Обучаемый может выполнять задачу, не думая о ней; навыки и умения становятся автоматическими:
1. Неосознанная способность;
2.Осознанная способность;
3. Неосознанная необходимость;
4. Осознанная необходимость;
Обучаемый знает, что делать и добился совершенства в навыках и умениях, однако сталкивается с трудностями одновременного применения их на практике – это:
1. Осознанная способность;
2. Осознанная необходимость;
3. Неосознанная необходимость;
4. Осознанная неспособность.
Литература:
Основная:
1. Ветроградов В. Управление продажами. 2004.
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Хайман С. Санчес Д. Новые стратегии продаж. 2001.
Дополнительная:
4. Паутов А.И. «Программа». Решения задачи оптимального управления продажами с использованием статистических моделей» – М. 2001.
5. Грейм Б.С., Шелен Ф.М. Полное руководство для менеджера по продажам. –М. 2002.
6.Ребрик С. «Тренинг продаж». –М. ЭКСМО. 2002.
7.ДжобберД., ЛанкстерДж. Продажи и управления продажами: Учебное пособие. –М.:Юнити-Дана, 2002.