Основные социологические мысли Э.Дюркгейма

Ближе всего к идеалу подошла концепция социологического знания Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917), который в работе "Правила социологического метода" сформулировал принципы социологи, ставшие хрестоматийными и широко используемыми в современной западной социологии.

В его понимании социологии прослеживаются две тенденции: натурализм и социологический реализм. Первая уходит корнями в понимание общества как части природного мира. Вторая же тенденция представляет собой попытку установления специфики социального объекта, его несводимости к предметностям природного плана.

В первой тенденции Дюркгейм, как и многие его предшественники, апеллирует к общенаучным понятиям факта и закона; во второй тенденции он стремится придать этим понятиям специфически социологический смысл и на этой основе определить понятие социальности как особого объекта социологического познания, что и определило общий дух его концепции социологизма.

Дюркгейм формулирует правила, которые должны определить специфику социального факта.

Первое правило состоит в том, чтобы рассматривать социальные факты как вещи. Это означает, что:

а) социальные факты внешних для индивидов;

б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, т.е. строго наблюдаемы и безличны;

в) факты связаны между собой отношением причинности, установление последней помогает сформулировать законы функционирования общества.

Второе правило состоит в требовании, что при изучении социолог должен освободиться от личных пристрастий, которые так или иначе приводят к искажению социальных фактов.

Третье правило состоит в признании первичности целостной системы перед составляющими ее частями. Из чего следует, что:

а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

б) общество есть автономная система со своими собственными законами функционирования.

Таким образом, Дюркгейм выступил против чрезмерной индивидуализации истории и общественной жизни.

52. "Понимающая" социология М.Вебера.

Макс Вебер (1864-1920 гг.) – великий немецкий мыслитель, создатель классической теории социального действия, основоположник «понимающей социологии». Главные научные труды – «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма». Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведения людей осмысленны. Но такое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, т.е. такого поведения,которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им. Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить:

1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось;

2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

В отличие от Маркса и Дюркгейма, которые рассматривали социальные явления объективно, а главным предметом анализа делали общество, М.Вебер рассматривал природу социального субъективно, акцентируя внимание на поведении индивида. Другими словами, поведение человека, включая идеи, мнения, убеждения, образ мира и т.д. и должно являться предметом социологии. Индивид с его мотивами (потребностями, интересами, целями, представлениями, мнениями) позволяет понять причины социальных взаимодействий. Исходя из того, что определяющим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, Вебер назвал свою социологию понимающей. На основании четырёх типов мотивации Вебер выделяет четыре вида социального действия:

- целерациональное, если в основе его лежит ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей, и использование этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (примером рациональности является успех);

- ценностно-рациональное, основанное на сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность определённого поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

- аффективное – прежде всего эмоциональное, то есть обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

- традиционное, основанное на длительной «привычке».

Для выявления причинно-следственных связей и осмыслениного толкования человеческого поведения Вебер вводит в научный обиход понятие «идеальный тип». «Идеальный тип» - искусственно-логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Наряду с социальным действием, социальным отношением Вебер выделяет социальные институты (семья, церковь, государство) и социальные ассоциации (группы и общества). Большое внимание Вебер уделял анализу социальных институтов. Центральное место среди них занимает государство, понимаемое им как особая организация публичной власти, обладающая монополией на легитимное насилие. Среди смыслообразующих начал человеческого поведения Вебер особо выделял религию. Его интересовала не сущность религии, а её восприятие человеком, понимание им религии, опирающееся на субъективные переживания. Это позволило ему выявить связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: