Развитие личности возможно только в деятельности.
Деятельность – это все многообразие занятий человека, все то, что он делает |
Основными видами деятельности ребенка являются: учение, игра, труд, общение.
Вид деятельности | Эта деятельность направлена: |
Учение | на усвоение компонентов человеческой культуры (знаний, умений, навыков, ценностных установок и др.). |
Труд | на создание материальных и духовных ценностей |
Игра | на создание чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, носит не обязательный характер |
Общение | на установление и развитие контактов между людьми, в формировании межличностных отношений |
Каждому периоду развития ребенка соответствует своя особая ведущая деятельность, которая в определенном возрасте играет основную роль, обуславливает его развитие.
Возрастной период | Ведущая деятельность |
Младенчество (от рождения до 1 года). | Эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий |
Раннее детство (от 1 – 3 лет) | Предметная деятельность (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами |
Дошкольный возраст (от 3 – 6-7 лет) | Ролевая или сюжетная игра, в процессе которой ребенок овладевает жизненным опытом |
Младший школьный возраст (1-4 кл.) | Учебная, в процессе которой активность ребенка направлена на усвоение знаний, умений, навыков, и других компонентов человеческой культуры, что способствует всестороннему развитию личности ребенка, удовлетворению потребности в познании окружающего мира |
Подростковый возраст (5-9 кл.) | Ведущая - общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками. Вторая по значению - учебная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании окружающего мира |
Старший школьный возраст (10-11 кл.) | Ведущая - учебно-профессиональная деятельность, направленная на профессиональное самоопределение. Вторая по значению - Общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, способствующая определению морально-этнических норм в общении с окружающими |
Виды деятельности так же могут классифицироваться:
|
|
- по направленности: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность;
- по аспекту воспитания: экономическая, экологическая, эстетическая, нравственная, трудовая, патриотическая и др.
Деятельность бывает активной и пассивной.
В пассивной деятельности человек работает без желания, без настроения. Успешное развитие человека происходит только в активной деятельности, в которой человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником вдохновения.
|
|
Развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от ее активности, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.
Итак, активность человека в деятельности непременное условие развития его способностей, достижение успеха.