В повседневной деятельности используются следующие основные методы работы с персоналом предприятия, допущенным к конфиденциальной информации и работающим с носителями этой информации:
1. обучение;
2. инструктажи;
3. индивидуальная и воспитательная работа;
4. проверка уровня знаний;
5. контроль.
1. Задачи обучения персонала предприятия включают изучение:
• нормативно-методических документов по защите используемых на предприятии видов конфиденциальной информации;
• структуры, сил и средств системы защиты конфиденциальной информации предприятия;
• установленных норм и правил защиты конфиденциальной информации на предприятии, а также стандартов предприятия, положений о службе безопасности (режимно-секретном подразделении);
• возможных угроз защите конфиденциальной информации, их характера и возможных способов проявления;
• порядка работы сотрудников предприятия с носителями конфиденциальной информации с учетом установленных требований по режиму секретности (конфиденциальности).
|
|
Используются следующие формы обучения:
• лекции, семинары и практические занятия (тренажи) по действиям персонала в различных ситуациях;
• тестирование сотрудников и оценка уровня их подготовленности;
• решение различных ситуационных задач, связанных с защитой конфиденциальной информации;
2. Метод инструктажей применяется руководством предприятия и руководителями структурных подразделений для информирования сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией, о положениях вновь принятых (утвержденных) нормативно-методических документов, а также требований вышестоящих органов государственной власти (организаций). Во время инструктажей особое внимание должно уделяться анализу практической работы по исключению появления каналов утечкисведений конфиденциального характера и по предотвращению возникновения угроз защите информации.
3.Метод индивидуальной и воспитательной работы заключается в систематическом и целенаправленном воздействии на процесс формирования и развития личности сотрудника предприятия в цепях наиболее полного использования его профессиональных возможностей и способностей, деловых, высоких моральных и иных положительных качеств для обеспечения сохранности доверенных по службе (работе) сведений конфиденциального характера.
4. Цель проверки уровня знаний — с помощью оценки знания сотрудниками предприятия положений нормативно-методических и внутренних организационно-распорядительных документов определить степень подготовленности каждого сотрудника к выполнению практических задач по защите информации. Проверка уровня знаний проводится как руководством предприятия, так и сотрудниками режимно-секретного подразделения, службы безопасности, подразделения охраны.
|
|
5. Метод контроля в работе с персоналом предприятия имеет своей целью оценить эффективность работы каждого сотрудника предприятия по обеспечению защиты конфиденциальной информации, использования совокупности сил и средств предприятия. Контроль может быть периодическим (плановым) и внезапным. Проводится сотрудниками штатных подразделений предприятия, решающих задачи по организации защиты информации.
Основными формами контроля качества работы персонала предприятия, повышения профессионализма сотрудников в области защиты конфиденциальной информации являются:
• проверки руководством предприятия или службой безопасности (режимно-секретным подразделением) соблюдения сотрудниками положений нормативно-методических документов по защите информации;
• отчеты и доклады руководителей структурных подразделений о результатах работы подчиненных сотрудников;
• периодическая аттестация сотрудников, допущенных к конфиденциальной информации;
• самоконтроль сотрудников.
Мотивация деятельности персонала
Особое место в деятельности руководства предприятия и руководителей структурных подразделений по работе с персоналом занимают методы мотивации сотрудников, направленные на эффективное и качественное выполнение возложенных на них задач на фоне строгого соблюдения норм и правил защиты конфиденциальной информации.
Мотивация действий сотрудников предприятия является основой общей организаторской и управленческой функции руководителя любого уровня. При отсутствии мотивации любая организационная, планирующая, координирующая и иная управленческая работа теряет всякий смысл. В самом общем виде мотивация — это процесс побуждения сотрудника предприятия (фирмы) к деятельности во имя достижения определенных целей с помощью внутриличностных и внешних факторов. В основе побуждения лежит совокупность потребностей, интересов, желаний, целевых установок, ценностных ориентации, ожиданий сотрудника.
Основные факторы, обусловливающие результативность труда персонала, — готовность, возможность и условия для результативной деятельности.
В целях построения эффективной системы мотивации персонала руководство предприятия должно обеспечить:
• создание реальной «системы власти» на предприятии;
• удовлетворение первичных потребностей персонала предприятия — физиологических, потребностей в безопасности и защищенности;
• условия для удовлетворения вторичных потребностей персонала — социальных потребностей в уважении и самовыражении.
Выделяют три основные группы методов мотивации:
• методы непосредственной мотивации труда;
• методы властной, принудительной мотивации;
• методы стимулирования труда (морального, материального, трудового).
Методы непосредственной мотивации труда характеризуются прямым воздействием на личность сотрудника. К этой группе относятся методы убеждения, внушения и агитации.
Методы властной, принудительной мотивации основаны на реальном принуждении или потенциальной возможности применить принуждение: выполнении указаний, приказов, распоряжений и других директивных решений.