Перед проведением расчета прочности валов необходимо:
выполнить чертеж вала с сопрягаемыми деталями;
проставить размеры длин ступеней вала, его диаметры, а также расстояния между силами, действующими на вал с учетом установочных баз подшипников, определяемых по табл. 2.1;
проставить поля допусков вала, переходные радиусы между ступенями, а также другие геометрические параметры источников концентрации напряжений;
построить расчетную схему вала.
По всем известным внешним максимальным силам и моментам в двух взаимно перпендикулярных плоскостях XOZ и YOZ вычисляют реакции опор и от сил, меняющих положение относительно вала (силы от передач, силы тяжести от маховиков и др.), и отдельно реакции опор и от сил не меняющих положение относительно вала (силы дебаланса, от соединительных муфт). Ось Z направлена вдоль оси вала, оси X и Y – перпендикулярно оси вала.
В упрощенных расчетах не выделяют сил, не меняющих положения относительно вала, и принимают в запас прочности, что все силы меняют свое положение относительно вала.
|
|
В местах приложения внешних сил или реакции опор во взаимно перпендикулярных плоскостях XOZ и YOZ вычисляют составляющие изгибающих моментов , и , отдельно от сил соответственно меняющих и не меняющих положение относительно вала. В местах приложения сосредоточенных внешних изгибающих моментов определяют моменты и соответственно справа и слева от сечения.
По известным правилам /6/ со стороны сжатых волокон строятся эпюры изгибающих моментов в вертикальной (YZ) и горизонтальной (XZ) плоскостях соответственно, раздельно для сил меняющих и не меняющих положение относительно вала.
Из анализа эпюр внутренних силовых факторов и несущей способности сечений вала (диаметра сечения, концентраторов напряжений) намечают опасные (расчетные) сечения вала. Из переменности сечения вала следует, что опасным сечением может быть не обязательно сечение с максимальным изгибающим моментом . В качестве критерия выбора опасного сечения можно принять выражение:
. (3.1)
Находят результирующие изгибающие моменты в i-том расчетном сечении:
- от сил, меняющих положение относительно вала,
, (3.2)
- от сил, не меняющих положение относительно вала,
. (3.3)
Вычисляют суммарный изгибающий момент
. (3.4)
Строятся эпюры крутящего момента . Местом приложения момента можно считать середину длины контакта сопрягаемых деталей.
Геометрические характеристики поперечного сечения: моменты сопротивления при изгибе , кручении и площадь вычисляют по нетто-сечению:
– для сплошного круглого сечения диаметром
; ; ; (3.5)
– для полого круглого сечения (рис 3.1,а) с центральным осевым отверстием диаметром
|
|
; ; ; (3.6)
где – коэффициент пересчета:
… 0,4 0,42 0,45 0,48 0,5 0,53 0,56 0,6 0,63 0,67 0,71
… 0,974 0,969 0,959 0,947 0,938 0,921 0,901 0,87 0,842 0,8 0,747
– для вала с прямобочными шлицами (рис. 3.1,б)
;
(3.7)
; ;
– для вала с эвольвентными шлицами и для вала-шестерни в сечении по зубьям формулы для вычисления геометрических характеристик поперечного сечения приведены в литературе //.
– для вала с одним шпоночным пазом (рис. 3.1,в)
;
; (3.8)
;
– для вала с двумя шпоночными пазами (рис. 3.1,г)
;
; (3.9)
;
– для вала диаметром с поперечным отверстием диаметром (рис. 3.1,д)
;
; (3.10)
.
Рис. 3.1. Формы поперечных сечений валов.
Нормальные и касательные в рассматриваемом -том сечении вала определяется по формулам:
; (3.11)
. (3.12)
Если в процессе работы передачи возможно появление кратковременных перегрузок (например, при пуске, разгоне, реверсировании и т.д.), то в формулы (3.11) и (3.12) необходимо подставлять и где – коэффициент перегрузки ().
Частные коэффициенты запаса прочности соответственно по нормальным и касательным напряжениям:
; . (3.13)
Пределы текучести материала вала и определяются из таблицы 3.1.
Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести при совместном действии нормальных и касательных напряжений:
(3.14)
Приведенная формула соответствует расчету по гипотезе прочности максимальных касательных напряжений.
Статическую прочность считают обеспеченной если , где – минимальное допустимое значение общего коэффициента запаса по текучести (назначают в зависимости от ответственности конструкции и последствий разрушения вала, точности определения нагрузок и других факторов).
Таблица 3.1
Механические характеристики сталей, применяемых для изготовления валов.
Марка стали | Диаметр заготовки, мм | Твердость НВ (не менее) | Механические характеристики, МПа | Коэффициенты | |||||
Ст5 40Х 40ХН 20Х 12ХН3А 18ХГТ 30ХГТ 20Х2Н4А 35ХМ 25ХГМ | Любой Любой Любой Любой Любой Любой Любой Любой | – | – | – | 0,06 0,07 0,05 0,09 0,10 0,05 0,09 0,10 0,05 0,10 0,07 0,10 0,12 0,05 0,12 0,15 0,12 0,12 – | – – – – – 0,1 0,15 0,15 0,1 0,15 0,1 – – – – – – – – |