В ходе ВЭД ее субъекты вступают в следующие финансовые отношения:
1. На межгосударственном уровне – с правительствами других стран и с международными финансово-кредитными организациями
2. На уровне субъектов хозяйствования - с субъектами хозяйствования своей страны и других стран
· С государством
· С финансовыми учреждениями
· С партнерами по совместному бизнесу, внутри СЭЗ, внутри ТНК или ФПГ
Внешнеторговые операции, как основной вид ВЭД,подчиняются законодательным актам, устанавливающим порядок налогообложения и общий режим предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами и т.п. Кроме этого, в системе регулирования внешнеэкономических связей действует специальные таможенно-тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций. Их характер зависит, в первую очередь, от вида таможенной политики государства.
Протекционизм, как политика, направленная на защиту внутреннего рынка, реализуется по двум направлениям:
|
|
· защита отечественных производителей от конкуренции иностранных товаров путем взимания высоких импортных пошлин на ввозимые товары, что снижает ценовую конкурентоспособность импорта на внутреннем рынке;
· защита внутреннего спроса на востребованные отечественными покупателями товары от вывоза путем обложения их высокими экспортными пошлинами. При этом средний уровень таможенных пошлин обычно составляет 25-50%.
Либерализм, или преференциальная политика, - государственная политика, направленная на уменьшение барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономической деятельности. Ее основным инструментом является снижение таможенных пошлин, поощряющих ввоз импорта и экспортную деятельность субъектов ВЭД. Результатом такой политики является развитие открытой экономики на основе активизации свободной торговли между странами.
Выделяют:
а) финансы внешнеэкономической деятельности государства;
б) финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования.
Государство осуществляет деятельность во внешнеэкономической сфере при проведении внешнеэкономических операций на национальном, иностранных и международных рынках. Регулирование деятельности государства во внешнеэкономической сфере на этих рынках различно. Па международном рынке деятельность государства и его органов во многом определяется международным правом. На внутреннем рынке государство само устанавливает механизм регулирования.
Основной составляющей финансов внешнеэкономической деятельности государства являются финансы внешнеэкономической деятельности его субъектов. Централизованные финансовые ресурсы, полученные от ВЭД государства, являются результатом перераспределения чистого дохода, полученного от ВЭД субъектов хозяйствования, через налоговые платежи и неналоговые отчисления.
|
|
Таким образом, специфика финансов внешнеэкономической деятельности государства вытекает из особенностей субъекта:
· финансы ВЭД государства прежде всего связаны с выполнением государством и его органами функций коммерческого характера, а не с его деятельностью в публичной сфере;
· специфика организации, регулирования финансов ВЭД государства зависит от рынка, на котором она осуществляется (национального, международного и т.д.);
· финансы ВЭД государства основываются на централизованных фондах и зависят от порядка их формирования и использования;
· важнейшей составной частью и одним из источников государственных финансов являются финансы ВЭД субъектов хозяйствования. Иными словами, финансы ВЭД государства тесно связаны с финансами ВЭД его субъектов хозяйствования.