Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
Содержательная часть
а) цели
– дидактические (расширение кругозора; применение ЗУМ в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности);
– воспитывающие (воспитание самостоятельности; воспитание сотрудничества; коллективизма, коммуникативности);
– развивающие (развитие внимания, речи, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии и т.д.);
– социализирующие (адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция);
б) содержание материала
(деловая игра – имитационные игры; операционные игры; «деловой театр», психодрама и социодрама).
Процессуальная часть
Действия учителя | ||
Этап подготовки | Разработка игры | – разработка сценария – план деловой игры – общее описание игры – содержание инструктажа – подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру | – постановка проблемы, целей – условия, инструктаж – регламент, правила – распределение ролей – формирование групп – консультации | |
Действия учащихся | ||
Этап проведения | Групповая работа над заданием | – работа с источниками – тренинг – мозговой штурм – работа с игротехникой |
Межгрупповая дискуссия | –выступления групп – защита результатов – правила дискуссии –работа экспертов | |
Действия учителя и учащихся | ||
Этап анализа и обобщения | – вывод из игры – анализ, рефлексия – оценки и самооценка работы – выводы и обобщении – рекомендации |
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям или критериям технологичности.
|
|
Критерии технологичности:
1. Концентуальность – опора на научную концепцию.
2. Системность – соответствие всем признакам системы (целостность, логика, взаимосвязь частей).
3. Управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирование, варьироывания средствами и методами с целью коррекции результатов.
4. Эффективность – предусматривает гарантию достижения определенного результата.
5. Воспроизводимость – подразумевает возможность повторного воспроизведения педагогической технологии с другими субъектами.