Специфика исследования средств массовой информации

Научное познание это процесс, который включает в себя два основных уровня - теоретический и эмпирический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешний связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Эмпирическое познание в науке начинается с анализа данных, полученных посредством научного наблюдения и эксперимента, в результате которых возникают представления об эмпирических объектах. Эмпирические объекты - это не просто любые чувственно воспринимаемые предметы реальности, а некие модели чувственных объектов, которые выступают заменителями первых (например, модель функционирования телеканала не есть сам телеканал), но также воспринимаются органами чувств, что обеспечивает наглядность, являющуюся важным моментом научного познания.

Теоретический уровень исследования концентрирует в себе, прежде всего процесс рационального познания, который начинается с отдельных понятий и суждений и завершается построением теории и теоретически обоснованных предположений (гипотез). Он связан с широким использованием абстракций и идеализаций, формулированием законов более высокой степени общности, чем эмпирические закономерности.

В исследовании средств массовой информации выделяют множество направлений, так как СМИ являются сложным объектом для анализа. В данной таблице приведены традиционные направления исследования.

Средства массовой информации как объект исследования [1]

Направление исследования СМИ Объект исследования
Философское Природа информации и информационных процессов, законы функционирования информации в обществе, природа коммуникативного действия, связь развития средств коммуникации с этапами развития цивилизации.
Теоретико-журналистское Общая теория журналистики, теория печати, телевидения, радио, интернет журналистики, регулирование журналистской деятельности, профессиональная этика, СМИ как часть публичной сферы, типология издания и каналов, основные классы изданий и каналов – массовые, качественные, деловые, корпоративные.
Коммуникативистское СМИ в ряду средств социальной коммуникации; СМИ как институционализированные виды коммуникации; особенности структуры коммуникации в СМИ, взаимодействие видов социальной коммуникации, виды социальной коммуникации в Интернете и тенденции их развития.
Юридическое Правовое регулирование СМИ, правовые нормы и их обоснование, правоприменительная практика в сфере функционирования СМИ, проблемы авторского права, в том числе и в новых медиа.
Искусствоведческое Литературоведческое СМИ как создатели и трансляторы произведений художественной культуры, художественные жанры в разных средствах массовой информации.
Культурологическое Продукты СМИ как явления культуры, использование каналов СМИ в культурах и субкультурах, художественная культура в СМИ, анализ архетипов и повторяющихся сюжетов в текстах СМИ, развитие и преемственность культурных форм в СМИ; массовая и высокая художественная культура в СМИ.
Филологическое Теория и практика создания и функционирования текстов СМИ, язык СМИ и его развитие, специфика языка различных СМИ, языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах, речевое взаимодействие в дискуссиях и обсуждениях, соотношение нарратива и аргументации в текстах СМИ, особенности дискурса в разных типах изданий и каналов, в разных тематических областях, творческий почерк журналиста.
Политологическое Политические СМИ в системе политических отношений, представленность в контексте различных политических сил, медийные средства политического влияния на аудиторию, возможности СМИ в установлении связей между властью и обществом, роль СМИ в электоральном процессе, влияние СМИ на политическую культуру общества, роль СМИ в становлении гражданского общества, политическое влияние новых медиа, СМИ в формировании политической нации.
Организационно-управленческое Менеджмент-деятельность по организации процесса производства и распространения массовой информации, управлению персоналом медиа–предприятий, достижение эффективности СМИ как участника медиарынка
Экономическое СМИ как участники экономических отношений на уровне экономики в целом, отдельных отраслей и конкретных медиапредприятий
Историческое Смена состояний общества, связанная с зарождением, становлением, развитием, исчезновением СМИ, фигуры, события, явления, произведения, определение развития СМИ.
Психологическое Законы восприятия массовой информации, влияние СМИ на сознание и поведение личности и групп, психология журналистского творчества.
Социологическое Социальный смысл обмена информацией в процессе коммуникации, роль СМИ в функционировании малых и больших социальных общностей, в социальных процессах и социальных отношениях, репрезентация социальной действительности, социальных субъектов в контексте СМИ, социальная эффективность СМИ.
Адвертологическое Изучение СМИ как рекламоносителей, каналов связи с общественностью, как средств продвижения, взаимоотношения промотивных и журналистских текстов, имидж, личность журналиста.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: