В эмпирическом исследовании телевидения может применяться при анализе воздействия ТВ-передач, ТВ-сюжетов, ТВ-рекламы на аудиторию.
Этапы проведения фокус-группы:
Выборка участников
Для репрезентативности исследования студент должен осуществить выборку участников фокус группы: по возрасту, полу, религиозной, национальной принадлежности: максимально приблизить ее к целевой аудитории телепередачи, телеканала. Обычно выборка составляет 10-12 человек. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.
2) Подготовка сценария фокус-группы
В сценарии определяются критерии, единицы анализа, которые будут вынесены на обсуждение
Проведение фокус-группы
Фокус-группу проводит модератор, который ставит на обсуждение тему (сюжет, передачу, заранее включенный в «гайд» - сценарий фокус-группы) и следит за тем, чтобы каждый из участников высказал мнение по каждому из сюжетов.
Возможно проведение претеста (опрос мнения до показа передачи, сюжета, ролика) и посттеста (опрос мнения после просмотра передачи, сюжета)
Фиксация и анализ результатов
Результаты фокус-группы также можно фиксировать непосредственно, в момент проведения исследования и при помощи записи на видеокамеру, фотокамеру. Рекомендуется студенту фиксировать результаты в заранее созданную таблицу.
Пример таблицы
Мнение участника претест/посттест | Сюжет | Тема | Видео ряд | Аудио ряд |
Участник 1 | ||||
Участник 2 |
Контент-анализ – анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.[6]
Организация исследования методом контент-анализа
При проведении эмпирического исследования деятельности СМИ может быть проведен контент-анализ содержания ТВ материалов (сюжетов, роликов, передач), радиоматериалов, публикаций печатных и интернет изданий.