Вопрос 1 Принципы организации финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль являются одной из важнейших функций государственного и муниципального управления. В рамках осуществления управленческого процесса контроль выступает в том числе и как способ установления обратной связи, поскольку на основании данных, полученных в результате его проведения, может производиться корректировка ранее принятых решений и планов. С другой стороны, государственный и муниципальный контроль можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов. Указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта государственного и муниципального финансового контроля. Непосредственно же его предметом являются, во‑первых, конкретные операции, осуществляемые субъектами хозяйствования с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и имущественными объектами, и, во‑вторых, показатели, характеризующие каждый из этапов бюджетного процесса.

Целью государственного и муниципального финансового контроля (ГМФК) является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами. Принцип законности предполагает соответствие финансово‑хозяйственных операций субъектов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения на всех уровнях власти. Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходования, его соответствие целям социально‑экономического развития территории. Принцип эффективности может трактоваться двояко – либо как достижение определенной цели с наименьшими затратами, либо как достижение наилучшего результата в рамках строго определенного объема ресурсов.

Общественное назначение ГМФК выражается в выполняемых им функциях, к которым относятся: [63]

• функция выявления нарушений в осуществлении финансово‑хозяйственных операций;

• аналитическая функция, предполагающая установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;

• коррекционная функция, предполагающая устранение выявленных нарушений и отклонений;

• превентивная функция, заключающаяся в предупреждении возможных нарушений финансового законодательства.

Эффективный ГМФК возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению. Под системой государственного и муниципального финансового контроля следует понимать совокупность элементов, опосредующих проведение контрольно‑ревизионных и экспертно‑аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными бюджетным законодательством РФ на осуществление данной деятельности.

Элементами системы ГМФК являются:

• органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;

• кадровая база и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;

• нормативная правовая база, устанавливающая: основы функционирования и правила проведения контрольно‑ревизионных мероприятий; правила ведения финансово‑хозяйственной деятельности бюджетополучателями;

• информационно‑коммуникационная инфраструктура, включающая в себя процедуры взаимодействия и передачи информации между органами государственного и муниципального финансового контроля.

Функционирование системы ГМФК должно осуществляться на базе соблюдения ряда принципов, основополагающими среди которых являются следующие.

1. Принцип независимости, предполагающий, что органы государственного и муниципального финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким‑либо образом связанных с последними. Основными факторами, обеспечивающими независимость ГМФК, являются:

♦ закрепление независимости органа финансового контроля в нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность;

♦ четкое законодательное разграничение полномочий органов, осуществляющих ГМФК, а также установление исчерпывающих перечней прав и обязанностей каждого из них;

♦ ограничение источников финансирования органов ГМФК средствами соответствующих бюджетов.

2. Принцип гласности, означающий, что любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности, за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну.

3. Принцип законности, предполагающий, что деятельность органов ГМФК и их должностных лиц должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими финансовые правоотношения в РФ, и не нарушать конституционных прав проверяемых организаций и лиц.

4. Принцип ответственности, в соответствии с которым все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольноревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

5. Принцип сбалансированности, означающий, что субъект контроля должен обладать тем объемом прав и полномочий, которые необходимы для реализации вмененных ему контрольных функций.

С другой стороны, в соответствии с данным принципом у субъекта контроля не должно быть таких прав и полномочий, которым не были бы сопоставлены определенные функции.

Непременное и жесткое следование всем означенным принципам при реализации контрольных функций призвано обеспечивать надлежащее качество и результативность финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: