Типология обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, со­циологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию.

В литературе приводятся самые разные типо­логии обществ. Они делятся на закрытые и открыте, дописьменные и письменные, первобытные, рабо­владельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустри­альные и постиндустриальные, стабильные и неста­бильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делятся на дописьмен­ные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных табли­цах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компь­ютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делят­ся на два класса — простые и сложные. Критерием

выступает число уровней управления и степень соци­ального расслоения. В простых обществах нет руко­водителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколь­ко уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убы­вания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Слож­ные общества совпадают с письменными. Здесь появ­ляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество, состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену при­шли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнива­нии) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убеди­лись, что приручать животных экономичнее, чем уби­вать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие ого­роды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых призна­ков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграр­ную цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриаль-. ного общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — от­личительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриаль­ном обществе преобладает не промышленность, а инфор­матика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские су­пермаркеты, космические станции — признаки постин­дустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Обще­ства, различающиеся языком, культурой, обычаями, по­литическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, состав­ляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — перво­бытную, рабовладельческую, феодальную и капита­листическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

В 1887 г. Ф. Теннис в своем главном труде «Община и общество» предложил ставшую позже классической типологию обществ. Он разделил все общества на «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между тра­диционным и современным обществами. Термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» — к городскому промышленному обще­ству. Согласно Ф. Теннису, в общине господствуют не­посредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты. Обще­ство типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным за­конам, а «Гезельшафт» — юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, скла­дывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация про­фессиональных ролей и отделение последних от семей­ных ролей. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объе­динения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Современная социология использует все типоло­гии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Да-ниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: до индустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ произ­водства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, числен­ность населения, социальная структура общества. Этой исторической триаде другие ученые предлагали свои варианты, в частности, это концепции промодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Круки С. Лэш1), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев2), а так­же «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О.Тоффлер3).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой вой­ны Д. Рисменом, но широкое признание получила толь­ко в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла4. Сегодня известны тео­рии постиндустриального капитализма, постиндустри­ального социализма, экологического и конвенциональ­ного постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с на­званными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное обще­ство можно обозначить как постбуржуазное, постка­питалистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распростране­ния

В доиндустриальном обществе, которое еще на­зывают традиционным, определяющим фактором раз­вития выступало сельское хозяйство, с церковью и ар­мией как главным институтами. В индустриальном обществе промышленность, с корпорацией и фир­мой во главе. В постиндустриальном — теоретичес­кое знание, с университетом как местом его производ­ства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствую­щие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или тради­ционному обществу называется неолитической рево­люцией, а от него к индустриальному — промышлен­ной революцией.

4.2. Первая ступень: бродячие охотники _____

Нам известно очень немного о древнем человеке. Антропологи не сходятся в мнениях даже относитель­но времени и места появления человека в его развитой форме. Не хватает большой главы, которая восполня­ется только воображением.

Первые люди, которых, вероятно, было всего не­сколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет на­зад население планеты увеличилось. Первые техничес­кие победы, освоение огня повлекли за собой увеличе­ние населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40 000 году до н. э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Между 40 и 35 000 — новый скачок вперед: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов.

На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200—100 тыс. лет назад, когда население не доходило

до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их за­меняли временные пристанища (стоянки, лагеря). Ухо­дя на долгую охоту, мужчины возводил временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Груп­пки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобыт­ной группе требовалась площадь в несколько сот квад­ратных километров.

Представляете себе эти цифры? Для 20—60 чело­век нужно было 200—600 квадратных километров пло­щади. Как вы думаете, почему?

Если такими площадями-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие вре­мена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобыт­ное племя, сейчас располагаются целые города, обла­сти и даже небольшие государства.

При такой редкой плотности населения контакты между людьми были совсем нечастые — раз или не­сколько раз в году. А часто они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности Сан, насчитывающие каждая не более ста человек, обычно бродят в поисках питатель­ных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца.

Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения живот­ных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари — группе по имени Канг из народности Сан уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их ра­цион также питателен, как рацион типичного амери­канцы. Он превышал минимальную дневную порцию (1,965 Ккал и 60 г протеинов в день). Люди Канг, ра­ботая в среднем только 2—3 дня в неделю, могли не­много увеличить свое производство. Но они этого не делали, поскольку надобности трудиться больше у них не было.

Бродячий образ жизни не надо путать его с коче­вым образом жизни, который присущ современным цыганам и древним скотоводам. Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть под­держивая свое существование собирательством. На зрелой стадии собирательства мужчины и женщины поровну делили заботы о воспитании потомства, дели­лись продуктами труда, объединялись кровными уза­ми и браком, принимали коллективные решения (воз­можно, это признак, отсутствующий у животных).

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собира­тельством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специ­альные жилища.

Охота являлась более разнообразной и физически трудной деятельностью. Что загнать крупного мамон­та, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать вынос­ливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять и т. д. Охота потребовала большего профессионального мас­терства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора.

И вообще, первобытный человек должен был хоро­шо знать названия и повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготов­ления мяса, способы применения шкур в качестве одежды. Он должен был уметь изготавливать оружие, домашнюю утварь и орудия труда.

Собирательство не обязательно было связано с ра­стениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На од­ной из стоянок в северной Африке ученые обнаружи­ли миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя место стоянки, когда истоща­лась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Другие добывали земляных улиток. Представители первобыт­ной культуры Джомон в Японии, от которых сохрани­лось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, сви­ней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни).

До сих пор в различных регионах необъятной пла­неты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2—3 млн лет эволюции чело­веческого рода 99,9% времени занимал именно этот, са­мый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования.

У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как исторически первый способ хозяй­ственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: