Третья ступень: скотоводство и земледелие

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета ока­залась переполненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кри­зис. Это случилось в конце каменного века. Примитив­ные орудия труда, известные охотникам и собирате­лям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем дополнительная продукция получается толь­ко за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превыша­ла 5 — б млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и мень­ше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла объек­тивная надобность перехода от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря бо­лее совершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в пере­ходе от собирательства сначала к огородничеству, а за­тем к земледелию.

Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иран, Си­рия, Иордания и Израиль), в области «плодородного полумесяца». Произошел переход от огородничества к земледелию. Жители этой части Земли стали первыми в мире земледельцами и пастухами. Древние жители Среднего Востока, пионеры в производстве продуктов, обогатили свое питание и добавили к повседневному рациону домашнюю пищу (пшеницу и ячмень, овец и

гусей). Сотни тысяч лет до этого люди полагались на дикую пищу и щедрость природы.

Люди древнего каменного века приобрели обшир­ные знания о материалах, используемых при производ­стве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устрой­стве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источники добывания пищи и способы охоты.

Разведение животных. Знания о разведении жи­вотных люди получили уже в верхнем палеолите, ког­да отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Более совершенные способы охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было не спешить убивать, способствовали их одомашниванию. Разведение коз и овец, ранее других прирученных в Персии и Анатолии (к началу VII тысячелетия до н. э.), имело еще и то пре­имущество, что эти животные жили стадами и поэтому привыкли следовать за вожаком.

Если в естественных условиях животные сами выбирали вожака, то теперь это делали люди, отдавая предпочтение более послушным и плодовитым живот­ным. Находки в Иране свидетельствуют о том, что одомашненные козы и овцы существовали приблизи­тельно с середины VII тысячелетия до н. э. Их выра­щивали не только на мясо, но и для получения молока и шерсти. Свиней, одомашненных здесь к началу VI тысячелетия до н. э., не разводили в больших количе­ствах, потому что они требовали много корма и были переносчиками болезней. Туры на Ближнем Востоке считались священными животными, символом муже­ственности и силы. Собаки стали домашними живот­ными, очевидно, к XV тысячелетию до н. э.

Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономич­нее, чем убивать их на охоте. Из собирательства вы­росло огородничество, а из него — земледелие. Хра­нить долго сырое мясо в жарком климате нельзя. Гораздо удобнее держать животных в загоне, подкар­мливать, а затем, когда надо, убить и съесть мясо све­жим. Для того чтобы кормить животное, надо создавать луга, где можно косить сено, и держать пастбища, куда на лето выгонять стадо. Первыми прирученными жи­вотными оказались козы и овцы. Позже, спустя несколько тысячелетий, приручили и одомашнили крупный рогатый скот и свиней.

Скотоводство — более эффективный способ до­бывания средств существования, основанный на при­ручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать поднож­ный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Посте­пенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве. Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их уро­жайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибавкой в урожае.

Окультуривание растений. Начало земледелию положило окультуривание растений. Это слово озна­чает превращение диких растений в культурные зла­ки. Древний человек давно приметил, что в отличие от других они являются съедобными растениями. Дикую пшеницу, оказывается, можно есть так.

В районе «плодородного полумесяца» произрастал злак с крупными зернами. Это была дикая пшеница. Она размножается, когда зрелые колосья раскрывают­ся и из них выпадают зерна. Длинная и жесткая ость помогает им с помощью ветра улетать далеко от мате­ринского растения и после падения на землю прочно закрепляться в почве. Этот способ размножения, есте­ственный в природе, создавал древнему собирателю неудобства. Он либо должен был собирать незрелые колосья, либо терял много зерен при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пшеницы

Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень. Окультуренные растения настолько изменились по сравнению с дикорастущи­ми, что выведенные сорта уже не могли произрастать без вмешательства человека. Опыты исследователя в области земледелия Джека Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели заботы могла собрать больше зерна, чем ей было необ­ходимо на целый год.

И сегодня дикая пшеница в обильном количестве растет на холмистых склонах Ближнего Востока. Человек, работая по технологии неолита, без особых усилий может насобирать килограмм пшеницы. Дикорастущая пшеница быстро созревает, и урожай можно собирать с периодичностью в три недели. Семья опытных соби­рателей могла за эти три недели собрать достаточно пшеницы (около 1000 кг), чтобы питаться в течение целого года. Однако собрав пшеницу, ее надо было где-то хранить. Построили амбары. Их надо было охранять и долгое время оставаться поблизости от этого источника пищи. Так появился еще один стимул к оседлому образу жизни.

Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым. Раньше всего это случилось там, где позволял климат — на Ближнем востоке и в Северной Африке. Здесь урожай хлебных злаков можно было собирать в течение 6 месяцев, разводя дополнительно скот, можно было подолгу оставаться на одном месте.

При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет нa производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земле­делии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком.

Первые поселения возникли около мест обильного произрастания дикорастущих злаков. Тут же заводили скот: овцы и козы могли поедать стебли, остававшиеся после сбора зерна. Собиратели строили дома, хранилища для зерна и печи для его приготовления. Так они превращались в земледельцев.

В Китае 8800 лет назад окультурили просо и рис. Просо — высокое грубое травянистое растение, кото­рое и сейчас растет в северном Китае. Его зерно, которым питается треть населения земного шара, в США используется в качестве корма для птиц. Около 7000 лет назад в Китае и Таиланде были одомашнены собака, свинья, буйвол, козы и овцы. В Америке первыми чело­век окультурил кукурузу и картофель.

Итак, приручение животных и окультуривание растений резко изменили способ хозяйства и образ жизни человека. После периода охоты и собиратель­ства пришло время земледелия, на смену бродяжеству пришла оседлость. Соединение животноводства и зер-новодства привело к появлению современного типа сельского хозяйства — двухотраслевого или смешан­ного. Именно эти достижения человечества принято

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производитель­ность труда. Чтобы прокормить одного человека охо­той и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивному хо­зяйству длился несколько тысяч лет, в результате про­дуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых произошел не сразу. Потребовался промежуточный

этап, на котором человечество опробовало искусствен­ное взращивание овощей. Таким образом, огородниче­ство представляет собой как бы пробное, или пилотаж­ное исследование возможностей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитив­ными средствами труда. Иногда подобный тип хозяй­ствования называют фермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с разведением рогатого ско­та. Постепенно от корнеплодов перешли к культивиро­ванию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.

4.6. Возникновение ранних государств _____

Это случилось в речных долинах Ближнего Восто­ка 5500 лет назад. Земледельческие поселки превраща­лись в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран).

Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопотамии. К тому времени была изо­бретена письменность и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя госу­дарства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важ­ные политические посты: они управляли скотовод­ством, земледелием, производством и торговлей. Жре­цы распределяли корма и пастбища для скота и ослов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьючных животных. Централизованная об­работка земли под руководством храмов и орошение способствовали успешному развитию общества.

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные посел­ки. Крупными они стали благодаря тому, что один квад­ратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возде­лывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности — в территориальные общи­ны. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло на­селение, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые го­сударствами. Все большая часть людей высвобожда­лась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было зани­маться не весь рабочий день или не всю рабочую не­делю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изго­товления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализиро­вавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировав­шимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и приго­родных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских посел­ков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они толь­ко и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная кре­стьянская община, ведущая натуральное хозяйство, сла­бо связанное с рынком. Она ориентирована на традици­онный образ жизни и религиозные ценности.

О возникновении земледелия говорят археологичес­кие находки, прежде всего монументальные сооруже­ния. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человекодней. Для того чтобы оторвать от зем­леделия такое количество людей, общество, а это проис­ходило в начале четвертого тысячелетия до н. э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда долж­на была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек освоить такие сооружения?

С зарождением древневосточных государств мож­но говорить о важном историческом процессе — пере­ходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из еди­ного центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, называю­щееся так потому, что оно управляется из единого центра — столицы, где находится дворец фараона или короля.

Выгода централизации состояла в том, что можно было:

• без опасения подвергнуться нападению местных банд со­вершать торговлю на большие расстояния;

• сооружать грандиозные ирригационные каналы для оро­шения засушливых районов страны;

• разрешать споры и конфликты между местными князька­ми на основе единых норм и правил;

• отражать нападение сильного врага объединенными войс­ками;

• ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчить торговлю и производство товаров.

Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его концентрации в крупных городах.

Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, дос­тигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ирригации и увеличением численности населения в обществе на­чались конфликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустоши­тельные набеги. Население искало защиты в укреплен­ных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились крупные воин­ские гарнизоны. Стало быть, правитель страны полу­чил дополнительный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опо­рой централизованного государства.

Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, тор­говли. Жрецы выполняли одновременно роль религи­озных и политических деятелей. Они выступили пер­выми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, рас­тения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения.

Существенно усложняется социальная жизнь об­щества: возникает сфера досуга и развлечений, про­фессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфе­ра товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие эконо­мические интересы правящего класса (банкиры, кре­диторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыс­лы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к слож­ному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денеж­ные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппа­рат управления. С точки зрения социальной структу­ры, переходной фазой от простого к сложному об­ществу являлись вождества.

Постепенно вождества очень плавно эволюциони­ровали в аграрные государства, а позже — в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и намест­никами — на периферии. Дружина трансформирова­лась в постоянное войско, что позволяло перейти толь­ко от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там не­избежны империи и централизация власти. Так, ран­ние государства переходят в зрелые и «перезрелые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными спутниками — тюрьмами и палача­ми. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ран­ние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления также стал самостоятельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцелярии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных импе­рий (Египет, Вавилон, Ассирия), а это случилось задолго до н. э., можно уже говорить о зарождении бюрокра­тии. Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенца­ми они себя не считали. Напротив, полагали, что выпол­няют чуть ли не самую тяжелую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распо­ряжаются выполнением всех общественных работ, в том числе ирригацией и возведением пирамид, сбором нало­гов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жа­ловались, что не остается времени написать мемуары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: