Наглядное представление информации мо/кет способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть считается, что при любом зрительном предъявлении информации достигается наглядность. Возникновению наглядности может способствовать а.» отображение только релевантных для данной задачи связей г, параметров рассматриваемого явления, б» зрительное отображение информации с учетом особенностей восприя-лзя и воображения. Следует помнит!; об ограниченности объема восприяшя Если для восприятия ииформацич данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что макси-мапьным числом одномоментно охватываемых единиц будет 5 - 0 Повысить эффективность восприятия можно ia счет грамотного кодирования зрительной информации (см., например, ГОСТ 21829-76 СЧМ. Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования),
Диаграммы испол-о зуются, главным образом, для изображения соотношении между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фиг\р ('секторов, столбцов и т п i, плошади которых пропорционально! эти." величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств v леш с сгрдечно-сослдястыми расстройствами. На оси абсцисс отложены номера чувств, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартных баллах.
|
|
Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:
S - бодрость, 2 - радость, 3 - азарт. 4 - гнев, 5 - страх. 6 тревога: 7 растерянность, 8--стыд: 9-вина. 10-печаль.!1 безразличие.
Совмещенные дчагралшы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования ^наченгй признаков, величина которых отображается на оси ординат. используются две вертикальные оси ординат [слева и справа', каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отобра-л.ены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например ё абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения.i размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме Однако следует помнить. что лучше читаются диаграммы, имеющие п.; более трех-четырех линий < кривых i. При любом характере расположения их не дод/кно быть более шести в одной диаграмме
На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, напрн-!чер в процентах встречаемости (частости) каких-либо признаков или событии В ходе анализа данных и их описания часто 1ребуется соотносить
|
|
встречаемость признаков у разных подвыборок (частей выборки) с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентов встречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных вел1гчинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечнососудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 -— диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов грех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолюгные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).
!>сгпре_ш^мость ^ly/icm'; (^JHJ'i^'nwa.t^J.^wi с сс;юечч<1-с<1С\'(11Ччпы.\ш расстроистаа.ми и зОороаыу
померами на оси абсцисс обозначены чувства:
Номерами на оси абсцисс обозначены чувства:
1 - бодрость, 2 - радость, 3 - азарт: 4 - гнев: 5 - страх 6 - тревога, 7 -растерянность: 8 - стьщ, 9 - кипа: 10 - печаль: 1 i безразличие.
8£
На диаграмме (рис.2) линия 1 соединяет проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии {а= 1.3), линия 2 — гипертонической болезни (п=24), 3 -— швем и ческой болезни сердца (п=26). 4 — у здоровых людей (п=349).
Истречаемость чувств (е ife'lmpufwfiannhi.x процентах) при сер^ечна-сосубистых расстройствах
Секторная диаграмма — диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.
Гистограмма -- столбчатая диаграмма частотного распределения По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдении, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками, для любой гистограммы равна единице или сумме всех частот (общему числу случаев) Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его
частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными от)х'зками.
Аналогом диаграммы является полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов
Столбчатые диаграммы и полигоны сгроятсч в прямоугольной системе координат, б которой на оси Х отмечаются чначения или порядок при змака-иа осп \ численность, доля и т п. Градации на оси Х могут быть выбраны но усмотрению исследователя, л отрезок, служащий основанием прямоугольника- равен масштабу соответствующего интервала Ширина прямоугольников одно»' и той же гг.стограммьт может быть различной, c-c'i'.i ряд распределен по признаку с неравными интервалами.
Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер Функциональной зависимости. Термин "грасЬик" очень часто использу-етсч как синоним термина ^диаграмма". В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше вошожностей выполнять операции интерполпрова-кич. предсказан!';- какой-либо величины
Могут быгь использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (, графиков)
11 Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по сео". Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2) На одно диаграмме, как правило, не должно быть больше четырем кривых во нэбсжакче неразберихи
|
|
."': Надписи "з осях диаграмм следует располагать внш\ и слева.
4) Линии на графике должны быть разно?! толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толше неоцифрованных. Когда используются десятилинейные интервалы между цифрами, пятая '.средняя, линия должна быть тоньше, чем оцифрованные линии, но толше других неоцифрованных лнкчй.
5; Для обозначения точек наблюдения на кривых: рекомендуется использовать кружки- квадрать! или треугольники! контурные, с заливкой, с дополнительными элементами \' т.п)
& Шиилиипх рскоме иду г гс к ислользовять ве'.;)тж..альные линии для бо-'iec четг.ого разделения столбцов или делать промежутки ме:.кд\ ними ье менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры- чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.
Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования -- отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.
В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения (см. В. К. Гайда, В.П.Захаров. Л.. 1982).
Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.
Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированное™ личности
Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу. диагнозу, прогнозу.
|
|
Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.
Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить также в виде "корреляционного кольца". Для этого по периметру круга делают отметки- рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.
Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.
Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные — прерывистыми, связи, достоверные на нижнем уровне значимости — одной линией, на более высоких уровнях значимости — большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5° о — одной линией, а достоверные на уровне 1% — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком
Корреляционные плеяды являются формой графического отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака(параметра).
В центре корреляционной плеяды обычно размешают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, пли использовать результаты факторного аналп •>;». Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбчт вокруг центра плеяды.
Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют корреляционные ряды -- две-три параллельных линии, h<"! которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются также как и в кольцах или плеядах Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между '.-омттонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разные методик и т.п
Каждый пргдставленньщ в р,:юет;' график ши таблица долялнь; быгь хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по дв\'м причинам. Во-первых никакие числовые данные непосредственно или в на-гляднои форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и тон жг таблицы пли графика десятью психологами могут быть предложены пять-десять отличающихся описании я интерпретации Для читателя, разумеется, интересна авторская интерпретация ре~ зультатог
Во-вторых, словесное описание необходимо и самому автору. Творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании. интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема ин()юрмации в более эффективной форме Для такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у субъекта сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы субъекта должны быть "натренированы" на восприятие, запоминание.
представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы (конструкты, позволяющие манипулировать с множеством элементов как с одним элементом) не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления охватываемая одноактно (одномоментно), тем "прозрачнее" его сущность.
Значение наглядных форм представления информации в том и заключается, чтобы способствовать этому процессу, дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за.другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления