брахма бхаво бхаванташ ча манаво вибудхешварах
вибхутайо мама хй эта бхутанам бхути-хетавах
брахма - Господь Брахма; бхавах - Господь Шива; бхавантах - все вы, Праджапати; ча - и; манавах - многочисленные Ману; вибудха-ишварах - владыки Солнца, Луны, Венеры, Марса, Юпитера и другие полубоги, которые управляют вселенной и заботятся о ее благоденствии; вибхутайах - творения энергии; мама - Моей; хи - воистину; этах - все эти; бхутанам - всех живущих; бхути - благополучия; хетавах - причины.
Господь Брахма, Господь Шива и другие полубоги, что правят на высших планетах, многочисленные Ману и вы, Праджапати, увеличивающие число обитателей этого мира, - все вы радеете о благе живых существ. Вы принадлежите к Моей пограничной энергии и воплощаете в себе Мои качества.
КОММЕНТАРИЙ: От Верховной Личности Бога исходят разнообразные воплощения или экспансии. Есть Его прямые воплощения, вишну-таттва, которых называют свамшами, и есть живые существа, джива-таттва, которых называют вибхиннамшами, «отделенными». Праджапати Дакша был несравнимо ниже и Брахмы, и Шивы, но Верховный Господь поставил его в один ряд с могущественными полубогам и потому что он был занят преданным служением. Когда речь заходит о служении Господу, совсем не важно, кто Ему служит: великий Брахма или же обычный человек, проповедующий славу Верховной Личности Бога, - все различия теряют значение. Верховному Господу дорог каждый, кто Ему служит, какое бы высокое или низкое положение он не занимал в материальном мире, ибо для Господа все мы - вечные души. В этой связи Шрила Мадхвачарья приводит такой отрывок из «Тантра-нирнаи»:
вишеша-вйакти-патратвад
брахмадйас ту вибхутайах
тад-антарйаминаш чаива
матсйадйа вибхавах смритах
Брахма и все те, кто служит Господу, - необыкновенные существа, и за это их именуют вибхути. Господь говорит в «Бхагавадгите» (10.41):
йад йад вибхутимат саттвам
шримад урджитам эва ва
тат тад эвавагаччха твам
мама теджо-'мша-самбхавам
«Знай, что все прекрасное, величественное и могучее возникло из одной искры Моего великолепия». Живые существа, которых Господь наделил особым могуществом и сделал Своими представителями, называются вибхути, а воплощения вишну-таттва именуются вибхава. К числу последних относится, например, Матсья-аватара (кешава дхрита-мина-шарира джайа джагад-иша харе).