Монопольная цена и монопольная прибыль. Индекс Лернера

Причины образования, сущность и формы монополии.

Тема 7. Фирма в условиях несовершенной конкуренции

Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Однако только в конце XIX столетия возникла реальная угроза для функционирования конкурентного рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм объединений и превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений.

Монополии – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над рынком и на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно;

3 Монополия фактически закрыта для входа в отрасль новых фирм. Барьеры входа в отрасль подразделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде. Естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому потенциальной фирме для входа в отрасль необходимы существенные инвестиции. Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства: гарантирование патентных прав на изобретение, лицензирование, обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

Главным признаком монополии является занятие монопольного положения, которое дает возможность ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

Обозначим пять основных форм монополистических объединений.

1. Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

2. Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

3. Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

4. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

5. Конгломерат - монополистическое объединение, образованное путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. Вместе с тем, монопольная власть означает возможность для фирмы влиять на цены и повышать прибыль, ограничивая объем производства и сбыта товара.

Особенности поведения монополиста на рынке заключаются в следующем:

1.Фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении. В ходе принятия решения о цене монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки.

Для измерения степени монопольной власти используется Индекс Лернера:

(7.1)

где P – цена за единицу продукции; MC – предельные издержки, L – степень монопольной власти (0<L<1).Чем ближе L к 1, тем выше степень монопольной власти.

2. Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.

3. Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р=МС, при монополии МС=MR выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС<Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой спроса.

4. Монополист максимизирует суммарную прибыль, при этом, увеличивая выпуск продукции, теряет в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль.

5. Монополист не обязательно имеет прибыль, поскольку его успехи зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

6. Прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы, поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

7. В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, осуществляется антимонопольное регулирование.

8. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Вместе с тем, монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: