Важнейшим событием, четко разделившим древнейшую историю русского государства на два этапа, явилось принятие князем Владимиром в 988 г. христианства, в его византийском, будущем православном варианте. В результате, страна близкая по социально—экономическому и политическому укладу Чехии и Польше, принявших католичество и вошедших в круг цивилизации Западной Европы, сблизилась в культурном отношении с южнославянскими народами Балканского полуострова, развивавшимися по византийской модели.
Это обстоятельство — выбор веры— (разумеется не случайный, обусловленный многими причинами, в том числе — давними связями Руси с Византией, южным славянством) — во многом определило особенности развития страны и ее культуры.
Христианизация Руси способствовала интеграции населения на принципиально иной основе. В том числе, разрыв с язычеством и вхождение в систему христианских народов вели к осознанию русской культурной элитой места восточных славян в мировом историческом процессе, ценности знаний и прошлом Руси, сохранившихся в преданиях.
Единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь перестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволяющим русским считать себя единым народом.